решение об оспаривании отказа в государтсвенной учете кадастра земельного участка



дело № 2-2396/2010

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«13» июля 2010 года

г. Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Бакулина А.А.

при секретаре Малюковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рюмина Г.Н. о признании решения об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Рюмин Г.Н. обратился в суд с иском к отделу по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области и Управлению Роснедвижимости по Московской области о признании решения об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт незаконным, просил признать незаконным решение отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 05.03.2010 года №69 об отказе Рюмину Г.Н. в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и обязать Управление Роснедвижимости по Московской области произвести кадастровый учёт изменения объекта недвижимости, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020210:1, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ..., из земель государственной собственности в кадастровом квартале 50:65:0020210.

В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена Управление Роснедвижимости по Московской области на Управление Федеральной службы государственной, кадастра и картографии по Московской области, в связи с реорганизацией л.д.64, 68-74).

В судебном заседании представитель Рюмина Г.Н. по доверенности FIO3 л.д.7), заявление поддержала, просила требования удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы государственной, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Кузьминков С.Ф. л.д.62) заявление не признал, по мотивам, изложенным в письменных объяснениях л.д. 75-76).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Несмотря на то, что Рюминым Г.Н. требования заявлены в порядке искового производства, суд исходит из положений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, согласно которому правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В данном случае Рюмин Г.Н. оспаривает решение должностного лица, органа государственной власти, поэтому эти требования подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

В ходе рассмотрения дела по существу судом установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Главы г. Красноармейска МО от 16.02.2009 года №42 по обращению Рюмина Г.Н. утверждена схема расположения земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования : для размещения гостинично-офисного комплекса) на кадастрвой плане территории с местоположением : ..., ..., ... .... л.д.51).

Постановлением Главы г. Красноармейска МО от 15.12.2009 года №459 в вышеуказанное постановление внесены изменения пункт 1 после слов «ул. Комсомольская ...» дополнен словами «образованного способом перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 50:65:0020210:1, и земель, государственной собственности в кадастровом квартале 50:65:0020210 л.д.32).

Рюминым проведены работы по межеванию и составлен межевой план данного земельного участка л.д.47) и протокол образования земельных участков л.д.60).

Решением отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 05.03.2010 года №69 Рюмину Г.Н. отказано в государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости в связи с образованием одного земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: 50:65:0020210:1 из земель, государственной или муниципальной собственности на основании части 2 ст. 27 Закона л.д.18).

Принимая решение об отказе зам. Начальника отдела сослался на то, что объект недвижимости, о кадастровым учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленным федеральным законом требованиями, а именно в соответствии с ст. 11.7 Земельного кодекса РФ, возможно перераспределение только земельных участков; земельным участком согласно ст. 11.1. Земельного кодекса является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, границы же земельного участка площадью 1973 кв.м. не определены.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.

В этой связи многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурные земельные участки).

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

С учетом приведенных ниже особенностей осуществляется подготовка необходимых для государственного кадастрового учета документов, государственный кадастровый учет и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости в отношении образуемых после 1 марта 2008 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) многоконтурных земельных участков, а также в отношении ранее учтенных земельных участков, которым при осуществлении государственного кадастрового учета не было присвоено наименование "единое землепользование", но границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров.

Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (например, лесные участки), считаются ранее учтенными земельными участками.

Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом.

Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), с учетом нижеперечисленных особенностей.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:

- образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.

Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.

В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными.

В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных земельных участков (включая исходный многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.6 Земельного кодекса).

Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (статья 11.7 Земельного кодекса). Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ.

Из материалов дела видно, что ранее поставленный на государственный кадастровый учёт земельный участок площадью 3000 кв.м. является смежным по отношению к вновь образуемому земельному участку 4973 кв.м, поскольку входит в границы данного земельного участка, что подтверждается протоком образования земельных участков л.д.60). Составление протокола предусмотрено приказом Миниэконом развития от 24.11.2008 года №412 пункт 31 приложение №2.

При таких обстоятельствах, не имелось законных оснований для отказа Рюмину Г.Н. произвести кадастровый учёт изменения объекта недвижимости.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку, суд пришел к выводу, о том, что отказ в государственном кадастровом учете незаконный, суд обзывает Управление Федеральной службы государственной, кадастра и картографии по Московской области произвести кадастровый учёт изменения объекта недвижимости, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020210:1, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ..., и земель, государственной собственности в кадастровом квартале 50:65:0020210.

На основании ст.ст. 11.1, 11.6, 11.7 Земельного кодекса РФ, ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Рюмина Г.Н. о признании решения об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт незаконным удовлетворить.

Признать незаконным решение отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 05.03.2010 года №69 об отказе Рюмину Г.Н. в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

Обязать Управление Федеральной службы государственной, кадастра и картографии по Московской области произвести кадастровый учёт изменения объекта недвижимости, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 50:65:0020210:1, расположенным по адресу: ..., ..., ..., ..., и земель, государственной собственности в кадастровом квартале 50:65:0020210.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 20 июля 2010 года.

Судья: подпись. А.А. Бакулин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200