решение об удовлетворении иска о праве на досрочную пенсию по старости



дело № 2-3881/2010

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» октября 2010 года

г. Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Бакулина А.А.

при секретаре Кованжи Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодовниковой Л.Г. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и признании права на досрочную пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Солодовникова Л.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и признании права на досрочную пенсию по старости. В обоснование иска истец указала, что 15 декабря 2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной песни по старости по основаниям, предусмотренным п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку её специальный трудовой стаж составляет более 30 лет в учреждениях здравоохранения.

Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 10/28 от 11.03.2010 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку её специальный стаж работы составляет 24 года 5 месяцев и 23 дня.

В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 07.07.1978 г. по 06.08.1978 г. – период ученического отпуска после окончания медицинского училища с выплатой стипендии, т.к. по мнению ответчика в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 не предусмотрено включение указанных периодов в специальный стаж, с 22.10.1984 г. по 31.12.1990 г. в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Ивантеевская ЦГБ», так как, по мнению ответчика, наименование должности отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых, засчитывается в специальный страж работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, с 01.08.1992 г. по 14.08.1992 г., с 11.01.1998 г. по 11.03.1998 г, с 04.10.2005 г. по 05.10.2005 г., с 12.10.2005 г. по 13.10.2005 г., с 19.10.2005 г. по 20.10.2005 г., с 26.10.2005 г. по 27.10.2005 г., с 02.11.2005 г. по 03.11.2005 г., с 09.11.2005 г. по 10.11.2005 г., с 16.11.2005 г. по 17.11.2005 г., с 23.11.2005 г. по 24.11.2005 г., с 30.11.2005 г. по 01.12.2005 г., с 07.12.2005 г. по 08.12.2005 г., с 14.12.2005 г. по 15.12.2005 г., с 21.12.2005 г. по 22.12.2005 г., с 28.12.2005 г. по 29.12.2005 г., с 10.01.2006 г. по 20.01.2006 г., с 30.01.2006 г. по 11.02.2006 г., с 01.03.2006 г. по 13.03.2006 г., с 01.04.2006 г. по 12.04.2006 г., с 01.05.2006 г. по 12.05.2006 г., с 01.06.2006 г. по 08.06.2006 г., с 23.06.2006 г. по 30.06.2006 г., с 03.10.2006 г. по 05.10.2006 г., с 10.10.2006 г. по 12.10.2006 г., с 17.10.2006 г. по 17.11.2006 г., с 21.11.2006 г. по 23.11.2006 г., с 28.11.2006 г. по 30.11.2006 г., с 05.12.2006 г. по 07.12.2006 г., с 12.12.2006 г. по 14.12.2006 г., с 19.12.2006 г. по 31.12.2006 г., с 09.01.2007 г. по 25.01.2007 г., с 30.01.2007 г. по 31.01.2007 г. – периоды учебных отпусков и отпусков без сохранения содержания, т.к. по мнению ответчика в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 не предусмотрено включение указанных периодов в специальный стаж.

Солодовникова Л.Г. не согласившись с решением ответчика, оспаривает его законность в суде, полагая, что данным решением нарушено ее право на досрочную пенсию по старости.

В судебном заседании Солодовникова Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд признать незаконным отказ зачесть в специальный трудовой стаж периода работы с 22.10.1984 г. по 31.12.1990 г. в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Ивантеевская ЦГБ», просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области по доверенности Лаврентьева О.Е. л.д. 18), иск не признала, просила в иске отказать, полагая, что решение комиссии законно и обосновано.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, полагает иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации этого конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия, установил в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правила исчисления сроков, с которых назначаются пенсии, порядок обращения за назначением пенсии, определения ее размера, а также закрепил перечень категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела основанием для отказа о включении периода работы истицы в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи послужило то обстоятельство, что действующий в настоящий момент Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 не предусматривает такой должности.

Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

На момент осуществления истцы деятельности диспетчера отделения скорой медицинской помощи действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусмотрена должность медицинской сестры –независимо от наименования должности. Указанное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953.

Как усматривается из материалов дела, Солодовникова Л.Г. в указанные спорные периоды осуществляла работу по охране здоровья населения в должности среднего медицинского персонала, что подтверждено копией трудовой книжки, справками с места работы л.д. 11-12,22-27). Приказом №69 от 11.06.1986 года истица была объявлена благодарность за участие в конкурсе «Лучшая медсестра больницы» л.д.23).

Отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии, комиссия ГУ-УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области исходила из того, что в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, должность диспетчера отделения скорой медицинской помощи, отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С таким выводом согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истица в спорный период исполняла работу среднего медицинского персонала, имела необходимое образование, то есть осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. При этом, характер и условия работы Солодовниковой Л.Г. не изменились.

Из должностной инструкции следует, что в обязанности диспетчера по приему и передаче вызовов отделения скорой медицинской помощи входит самостоятельное оказание доврачебной помощи больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи л.д.22). Функциональные обязанности требуют соответствующего профессионального уровня работника, что обуславливает требование инструкции о наличии специального образования, а также повышение квалификации. Указанное требование истцом выполнялось наравне с другими фельдшерами.

Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав не учла, что в соответствии с п. 1 списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.1992 N 634, 22.09.1993 N 953) такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Исходя из положений данного Постановления Правительства Российской Федерации в стаж работы для назначения досрочной пенсии подлежит включению все время работы истицы в период действия данного Постановления.

Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Из этого следует, что решение комиссии не основано на нормах закона, что привело к незаконному отказу и нарушению пенсионных прав истца.

Доводы о том, что должность диспетчера отделения скорой медицинской помощи не предусмотрена Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781, основан на неправильном толковании указных списков. Системное толкование под. 11. п. 1 ст. 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вышеназванных списков, позволяет прийти к выводу о том, что для досрочного назначения пенсии имеет значение не формально точное наименование должности, а суть осуществляемой деятельности.

С учетом включения в специальный стаж спорного периода работы с 22.10.1984 г. по 31.12.1990 г. в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Ивантеевская ЦГБ» специальный стаж составит более 30 лет.

Ответчиком не приведено убедительных доказательств опровергающих выводы суда.

В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании п.п. 11.п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Солодовниковой Л.Г. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и признании права на досрочную пенсию по старости удовлетворить.

Признать незаконным и необоснованным решение от отказе Солодовниковой Л.Г. в назначение досрочной пенсии по старости, установленное протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №10/28 от 11.03.2010 года Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ №16 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж работы Солодовниковой Л.Г. периоды работы: с 22.10.1984 г. по 31.12.1990 г. в должности диспетчера отделения скорой медицинской помощи МУЗ «Ивантеевская ЦГБ» и назначить Солодовниковой Людмиле Григорьевне досрочную трудовую пенсию по старости начиная с 15.12.2009 года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ № 16 по г. Москве и Московской области в пользу Солодовниковой Л.Г. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 20 октября 2010 года.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200