решение об отказе в возврате страховых выплат



дело № 2-3490/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2010 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чернозубова О.В.

при секретаре Велюхановой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурмана Б.Л. к Пушкинскому филиалу ОСАО «Ресо-Гарантия», ОСАО « Ресо-Гарантия» об обязании оформить надлежащим образом и передать квитанцию о получении страховой премии к полису, вернуть страховые премии, взыскании процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, разницы по страховке, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Фурман Б.Л. обратился в суд с иском к Пушкинскому филиалу ОСАО «Ресо-Гарантия» об обязании оформить надлежащим образом и передать квитанцию о получении страховой премии к полису ОСАГО ( л.д. 2).

В обоснование своих требований Фурман Б.Л. указал, что 03.11.2009 года он оформил полис ОСАГО, деньги за который оплатил страховому агенту Баран Р.Н. При заполнении бланка страхового полиса Баран Р.Н. совершала ошибки, из-за которых меняла бланки полисов, но не выдавала новые квитанции об оплате, а вносила исправления в уже выписанную квитанцию. По мнению истца, это привело к потере юридической достоверности квитанции как финансового документа и невозможности подтверждения оплаты страховки, и как следствие последующее возникновение неразрешимых проблем при оформлении страхового случая. Просит обязать ответчика оформить надлежащим образом и передать квитанцию о получении страховой премии к полису ОСАГО.

В последствии Фурман Б.Л. неоднократно уточнял и дополнял исковые требования, 21.10.2010 года подал окончательный вариант своих требований. Также по делу в качестве соответчика судом кроме филиала привлечено ОСАО «Ресо-Гарантия».

В судебном заседании Фурман Б.Л. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика оформить надлежащим образом и передать квитанцию о получении страховой премии за 2009-2010г. к полису ОСАГО ААА №, обязать ответчика вернуть необоснованно полученные страховые премии в сумме 9989,13 рублей, взыскать с ответчика проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания и уклонения от их возврата на сумму 304,50 рублей, разницу -2154,92 рубля между первоначальной стоимостью страховки за год и фактической стоимостью 3-х месячной страховки, компенсировать моральный вред в размере 5000 рублей, всего взыскать 17448,55 рублей. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал и дополнил, что поскольку в полисах за 2006-2009 года страховым агентом допускались ошибки, то услуги по страхованию ему не оказывались и в силу ст. 1102 ГК РФ и ст. 29 Закона « О защите прав потребителей» ответчик должен вернуть необоснованно полученные страховые премии в сумме 9989,13 рублей. В 2005 году страховой агент ответчика оформил ему полис ОСАГО правильно ( л.д.11). Однако, в следующем году страховой агент к марке автомашине не дописал букву «L» и в VIN вместо буквы «Y» указал «V», допустил ошибку также в номере водительского удостоверения ( л.д. 11 оборот). В последующих полисах были допущены такие же ошибки ( л.д. 12,13). Хотя претензий к нему со стороны сотрудников ГИБДД не было и с этими полисами он проходил технический осмотр, и никто ошибки не замечал, истец считает, что услуга по страхованию ему не оказывалась, в связи с чем ответчик должен вернуть указанные уплаченные им денежные средства и проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами. При оформлении последнего полиса страховой агент сначала допустила такие же ошибки, потом ошиблась в VIN коде, но в завершении выписала правильный полис ( л.д.6). Однако новую квитанцию не выдала, исправила в нем последнюю цифру номера страхового полиса ( л.д.7). Несмотря на то, что исправления в квитанции удостоверены подписью страхового агента, истец считает, что данная квитанция является недействительной, поскольку на ней дополнительно не поставлена еще одна печать. В связи с этим договор ОСАГО является ничтожным в силу ст. 957 п.1 ГК РФ и необходимо уменьшить стоимость страховой премии по полису страхования за 2009-2010 года до стоимости 1615 рублей, что соответствует трех месячному периоду фактического страхования его автомобиля по ОСАГО, взыскать указанную им разницу.

Представители ответчиков ОСАО « Ресо-Гарантия» и Пушкинского филиала ОСАО «Ресо-Гарантия» в судебное заседание не явились, о времени и месту судебного заседания извещены надлежащим образом ( л.д. 45-48). Ранее представитель ОСАО « Ресо-Гарантия» направлял отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку требования истца не основаны на законе, и кроме того правоотношения не распространяются на закон «О защите прав потребителей». Допущенные страховым агентом ошибки были вызваны неадекватным поведением самого истца, который вместо того, чтобы предоставить агенту документы отказывался их передать и диктовал их вслух. Обращений истца, связанных с причинением им в результате ДТП ущерба третьим лицам до настоящего времени не зарегистрировано, следовательно предмет спора, связанный с исполнением условий договора ОСАГО отсутствует ( л.д.37).

Страховым агентом Баран Р.Н. в Пушкинский городской суд направлено заявление, из которого следует, что по просьбе Фурмана Б.В. она всегда выписывала полисы страхования в местах, где было удобно истцу. Данные места он совмещал со своими делами ( прогулка с собакой, посещение поликлиники и т.п.). Места были неудобные для встреч, приходилось встречаться даже в обувном магазине в 20.30 часов и на почте, в офис Фурман не приходил. В полисе была допущена описка, поскольку она заполняла полис в нестандартных условиях и под диктовку Фурман, который никогда не давал документы в руки. Закравшаяся описка переходила из года в год. При этом Фурман подписывал каждый раз полис, после прочтения и сверки со своими документами. В 2009 году все ошибки были исправлены ( л.д.40).

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 8 ст. 1, и п. 1 ст. 15 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страхование ответственности осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения договора обязательного страхования со страховой организацией (страховщиком), по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшему причиненный вследствие этого события вред его жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Из ст. 15 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" также следует, что в договорах обязательного страхования указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

Таким образом, документом, подтверждающим осуществление обязательного страхования, является полис.

Из материалов дела следует, что в указанный истцом период оформления договоров страхования с 2005 по 2009 года, с Фурманом Б.Л. надлежащим образом заключались договора страхования, и Пушкинским филиалом ОСАО «Ресо-Гарантия» выдавались полисы, соответствующие действующему законодательству.

Наличие в полисах страхования указанных истцом описок не может быть основанием для признания полиса недействительным либо ничтожным документом. Как следует из объяснений самого истца, каких-либо претензий к нему со стороны должностных лиц ГИБДД не было, технический осмотр он проходил, к административной ответственности за управление транспортным средством без полиса ОСАГО не привлекался, не задерживался, в отделы милиции не доставлялся, т.е. нарушений прав истца не было.

Доводы истца о том, что в случае дорожно-транспортного происшествия ответчик мог не произвести страховые выплаты, имеют только предположительный характер и не основаны ни на чем. Как следует из объяснений истца, реальных подобных случаев он сообщить не может. Доказательств того, что ошибки были сделаны страховым агентом умышленно, истцом не представлено.

Таким образом, в указанный период договора страхования заключались, указанными полисами истец пользовался, его ответственность перед третьими лицами была застрахована, при наличие полисов он управлял транспортными средствами, совершал необходимые действия в ГИБДД, в связи с чем никоим образом его права не были нарушены, и оплата по договорам страхования возврату истцу не подлежит.

По этим же основаниям не могут быть положены в основу удовлетворения требований истца наличие описок в квитанциях к полису. Данные квитанции лишь подтверждают факт произведенной истцом оплаты по договору, на существо договора не влияют.

Следует также отметить, что квитанция по оплате за последний полис исправлена и удостоверена надлежащим образом –подписью страхового агента ( л.д.7). Данные исправления и отсутствие дополнительной печати не влекут её недействительность. Ссылки истца на положения ст. 957 ГК РФ являются необоснованными, поскольку никто не отрицает уплату им страхового взноса и действие договора.

В связи с изложенным никаких убытков истцу не причинено, никто не пользовался его денежными средствами необоснованно и не получал неосновательного обогащения, поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из смысла указанной нормы права, а также разъяснений данных в постановлении Пленума ВС РФ от 20.12.1994 года №10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. При нарушении имущественных прав граждан, компенсация морального вреда допускается лишь тогда, когда это специально предусмотрено законом.

Фурманом Б.Л. не приведено суду каких-либо убедительных доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком его (истцом) вышеперечисленных прав и нематериальных благ.

Вышеизложенные обстоятельства также не могут повлечь компенсацию морального вреда в соответствие с законом « О защите прав потребителей».

Поэтому суд, приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Фурмана Б.Л. к Пушкинскому филиалу ОСАО «Ресо-Гарантия», ОСАО « Ресо-Гарантия» об обязании оформить надлежащим образом и передать квитанцию о получении страховой премии к полису, вернуть страховые премии, взыскании процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, разницы по страховке, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 октября 2010 года.

Судья: .....

.....

-32300: transport error - HTTP status code was not 200