решение об удовлетворении иска в части о восстановлении нарушенных пенсионных прав



дело № 2-400/2011

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» января 2011 года

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Хапаевой С.Б.

при секретаре Чижовой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакашвили Б.В. к ГУ УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении нарушенных пенсионных прав, указав, что он проживал в г. Оренбурге и работал в ООО «Золотое сечение» с 13.12.2002г. по 30.08.2006г. в должности ночного сторожа, что подтверждается данными трудовой книжки. Однако, работодатель не произвел отчисления в пенсионный фонд на застрахованного лица. В связи с нарушением пенсионных прав истец обращался в органы прокуратуры. За все время работы истец получал заработную плату. Ответчик отказал в перерасчете пенсии, с чем истец не согласен, просит признать незаконным отказ в перерасчете трудовой пенсии по старости, обязать включить в стаж работы период с 01.01.03г. по 2006г. и произвести пересчет размера пенсии, взыскать потери за неоплату работодателем страховых взносов и моральный ущерб (л.д. 3-5).

В судебном заседании истец поддержал исковые требования, просил признать незаконным решение ответчика от 16.10.09г. об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии, обязать включить в трудовой стаж период работы с 01.01.2003г. по 30.08.06г. в должности сторожа в ООО «Золотое сечение» и произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии, взыскать потери в связи с неотчислением работодателем страховых взносов и компенсацию морального вреда в размере, определенном судом за то, что ему длительное время не пересчитывали пенсию.

Представитель ответчика по доверенности Демидова Н.А. в судебном заседании иск не признала, поддержала письменный отзыв, пояснила, что в октябре 2009 истец обращался в фонд, на что ему был дан ответ от 16.10.09г., письменное заявление отсутствует, факт работы истца в спорный период не оспаривала, пояснила, что в случае включения спорного периода работы истца его размер пенсии увеличится.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, копию пенсионного дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Возникшие правоотношения регулируются нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзаконом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт2статьи13). Согласно абзацутретьему пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 года N407), поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Истец является получателем трудовой пенсии по старости с 1996 года, что подтверждается данными копии пенсионного дела, состоит на учете в ГУ УПФР РФ №16 по г. Москве им Московской области с 2006 года, ранее стоял на учете в ГУ – УПФР в Ленинском районе г. Оренбурга. Истец является застрахованным лицом, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», что подтверждается страховым свидетельством (л.д. 8). Истец в период с 13.12.2002г. по 30.08.2006г. работал в должности сторожа в ООО «Золотое сечение», что подтверждается записью в представленной трудовой книжке, объяснениями истца, справкой ООО «Золотое сечение», имеющейся в пенсионном деле. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком.

Из объяснений сторон следует, что период работы с 01.01.03г. по 30.08.06г. не включен в страховой стаж и не учтен при расчете страховой части трудовой пенсии. Ответчиком отказано в перерасчете размера трудовой пенсии за указанный период, в связи с тем, что организацией не представлены в Пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период. Факт обращения истца в Пенсионный фонд в октябре 2009 года по вопросу перерасчета подтверждается объяснениями сторон, данными в судебном заседании, ответом ответчика от 16.10.09г. (л.д. 12).

В силу ч. 3 ст. 17 ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ» лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии в соответствии со статьей 17.1 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Районной прокуратурой по г. Оренбургу по заявлению истца проводилась проверка, в ходе которой подтвердились сведения о том, что ООО «Золотое сечение» индивидуальные сведения на застрахованных лиц в Пенсионный фонд по месту регистрации не сдавало, что следует из ответа от 19.07.06г. (л.д. 11). Из ответа прокуратуры Оренбургской области от 27.08.10г. (л.д. 14) следует, что с 2007 года ООО «Золотое сечение» не представляет налоговую отчетность и по решению ИФНС операции по счетам приостановлены, за период 2003-2006г.г. общество не представляло отчетность в Пенсионный фонд, считая себя освобожденным от уплаты страховых взносов, сведения о стаже, перечисленных и уплаченных страховых взносов на индивидуальном счете истца отсутствуют, финансово-хозяйственную деятельность общество в период 2003-2004г.г. не вело. Представленные доказательства свидетельствуют о нарушении пенсионного законодательства ООО «Золотое сечение», влекущее нарушение пенсионных прав истца.

Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Согласно Федеральному закону РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан ежегодно представлять в Пенсионный фонд сведения о застрахованном лице, а также сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ от 27.12.1991г. № 2122-1 (в ред. от 05.05.1997г.), Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» целями индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе, является создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

Из анализа вышеприведенных норм следует вывод, что Управление пенсионного фонда создается для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения. ГУ – УПФ РФ № 16, ГУ – УПФР в Ленинском районе г. Оренбурга входят в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации. Управление обеспечивает организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.

Таким образом, ответчик, а также его правопредшественник (ГУ – УПФР в Ленинском районе г. Оренбурга) обладают контрольными функциями по отношению к страхователю, не выполняющему обязанности, по представлению необходимых сведений для правильного и своевременного исчисления пенсии застрахованного лица. Также надзорными и контрольными функциями по отношению к страхователю согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» обладают органы прокуратуры. Истец в силу закона вправе получать от страхователя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в ПФР (ст. 15 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращался в органы прокуратуры по вопросу нарушения его работодателем ООО «Золотое сечение» пенсионного законодательства, однако действенных мер по пресечению нарушения пенсионных прав истца принято не было.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ № 9-П от 10.07.2007г. механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.

При решении вопроса о назначении застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, трудовой пенсии и ее размере органы Пенсионного фонда Российской Федерации исходят из того, что в силу пункта1 статьи10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в системной связи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения трудовых пенсий, формирование расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, определение размера страховой части трудовой пенсии и ее перерасчет (абзац четвертый статьи 2, пункт 2 статьи 7, пункты 5 и 11 статьи 14, пункты 3 и 7 статьи 15, пункты 2 и 3 статьи 16, пункты 3 и 5 статьи 17, пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункт 2 статьи 7, пункты 1 и 3статьи9, пункт1статьи10, статья20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), непоступление страховых взносов за те или иные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц не позволяет включать такие периоды работы в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию; при том что исчисление страховой части пенсии (ее перерасчет) осуществляется из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии (осуществляется ее перерасчет), а суммы страховых взносов на ее финансирование включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации, неисполнение страхователем обязанности по своевременной и полной уплате страховых взносов влечет для застрахованного лица (работника), которое выполняло оплачиваемую работу по трудовому договору и в силу закона подлежало в этот период обязательному пенсионному страхованию, и такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии, в том числе при ее перерасчете в случае продолжения трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии.

Закрепляя права и обязанности субъектов обязательного пенсионного страхования, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, а также осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии к полномочиям федеральных органов государственной власти (статья 12).

В силу статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Также территориальные органы Пенсионного фонда РФ вправе требовать предоставления необходимых сведений для ведения персонифицированного учета.

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, а средства его бюджета являются федеральной собственностью (статья 5 и пункт 1 статьи 16).

Факт работы истца в период с 01.01.03г. по 30.08.06г. подтверждается представленными доказательствами и не оспаривался ответчиком. В результате непредставления страхователем ООО «Золотое сечение» необходимых сведений, том числе по начисленным и подлежащим уплате страховым взносам в Пенсионный фонд России в отношении истца, являющегося застрахованным лицом, ответчик не засчитал указанный период работы, тем самым лишил истца части своей трудовой пенсии, чем нарушил гарантированные статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права. Контрольными функциями по отношению к страхователю органы Пенсионного фонда РФ в возникшей ситуации не воспользовались, не обеспечив соблюдение законных интересов Российской Федерации и застрахованного лица.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности решения ответчика от 16.10.2009г. об отказе в перерасчете страховой части трудовой пенсии истца и возложению на ответчика обязанности включить указанный период работы в страховой стаж и произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии

Из объяснений истца следует, что размер его заработной платы в спорный период составлял 700, 800, 1000 рублей в месяц, однако документальным подтверждением указанных сведений он не располагает, по сообщениям органов прокуратуры организация отсутствует по месту регистрации и не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Истец не возражал произвести перерасчет пенсии исходя из средней заработной платы. В материалах пенсионного дела имеется справка о ежемесячной заработной плате истца в ООО «Золотое сечение» в период с декабря 2002г. по февраль 2004 года. Учитывая отсутствие иных данных о заработной плате истца, суд приходит к выводу, что имеющиеся сведения должны быть учтены при расчете страховых взносов и перерасчете пенсии. Среднемесячная заработная плата истца в 2003 году составит: 8625/12 = 718,75 рублей. Для расчета за 2004-2006г.г. следует учитывать среднемесячную заработную плату в размере 718,75 рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона перерасчет размера трудовой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о таком перерасчете. Учитывая, что истец обратился к ответчику по вопросу перерасчета в октябре 2009 года, перерасчет пенсии должен быть осуществлен с 01.11.2009г. Суд не соглашается с мнением истца о перерасчете с 01.01.03г., поскольку действия по перерасчету размера пенсии в соответствии с ч.3 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях» носят заявительный характер, возможны лишь на основании поданного пенсионером заявления. Ранее истец в ГУ УПФР №16 по Москве и Московской области не обращался.

В остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда за нарушение его пенсионных прав. В силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В данном случае, отсутствует специальный закон, допускающий возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, в связи с чем, указанные требования не подлежат удовлетворению.

Отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по выплате потерь за период с 2003г. по 2010г. в связи с неотчислением работодателем страховых взносов, поскольку продолжение работа истца после назначения ему пенсии в силу ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях» может повлечь перерасчет размера страховой части трудовой пенсии на основании поданного заявления. Ранее истец обращался в отделение ПФР по г. Оренбургу по данному вопросу, на что получил отказ, который в установленном порядке не обжаловал. Обращение к ответчику по настоящему делу имело место в октябре 2009г. и суд пришел к выводу о незаконности действий ответчика об отказе в перерасчете, тем самым, восстановив нарушенные пенсионные права истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Бакашвили Б.В. к ГУ УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области от 16.10.2009г. об отказе в перерасчете трудовой пенсии по старости.

Обязать ГУ УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж период работы Бакашвили Б.В. в должности сторожа в ООО «Золотое сечение» с 01.01.2003г. по 30.08.2006г. (3 года 8 месяцев) и произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом указанного периода начиная с 01 ноября 2009г.

В остальной части заявленные требования Бакашвили Б.В. к ГУ УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области о восстановлении нарушенных пенсионных прав оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 31 января 2011 года.

Судья: