дело № 2-399/2011
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ25 января 2011 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.
при секретаре Лютой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Е.В. к администрации пушкинского муниципального района, администрации городского поселения Правдинский о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным отказа в оказании содействия в проведении кадастровых работ и признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Кузнецов Е.В. обратился в суд с иском к КУИ администрации Пушкинского муниципального района и администрации городского поселения Правдинский о признании незаконным отказа администрации Пушкинского муниципального района в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признании незаконным отказа ответчиков в оказании содействия в проведении кадастровых работ и признании права на получение в собственность спорного земельного участка бесплатно.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. При домовладении имеется земельный участок площадью 2605 кв.м, который был предоставлен по договору застройки. С целью оформления права собственности на земельный участок истец обратился в администрацию Пушкинского района Московской области с соответствующим заявлением. ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в предоставлении земельного участка, в связи с непредставлением необходимого пакета документов. Указанный отказ истец полагает незаконным, поскольку обращался в администрацию района и городского поселения с заявлением об оказании содействия в проведении кадастровых работ. В оказании такого содействия ответчиками было отказано. Данные отказы истец также считает незаконными. По мнению истца, в соответствии с действующим законодательством он имеет право на получение в собственность спорного земельного участка бесплатно, и на оказание содействия органами местного самоуправления в проведении кадастровых работ.
Судом в порядке ст. 41 ГПК РФ с согласия истца была произведена замена ненадлежащего ответчика КУИ администрации Пушкинского муниципального района на администрацию Пушкинского муниципального района.
В ходе рассмотрения дела Кузнецов Е.В. уточнил исковые требования (л.д. 43), просит суд незаконным отказ администрации Пушкинского муниципального района в предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, признать незаконным отказ администрации Пушкинского муниципального района и администрации городского поселения Правдинский в оказании содействия в проведении кадастровых работ и признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Кузнецов Е.В. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности (доверенность в деле – л.д. 49) Киселев А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что истцу было отказано в удовлетворении заявления, поскольку им не были представлены документы о границах его земельного участка. Также пояснил, что кадастровые работы проводятся за счет граждан. Полагал отказ администрации правомерным.
Представитель администрации городского поселения Правдинский в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен (л.д. 48).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования Кузнецова Е.В. не подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются земельные участки.
Кузнецов Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37) является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Кузнецова Е.В. зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 9).
На основании договора застройки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) за указанным выше домовладением был закреплен земельный участок площадью 2605 кв.м.
Кузнецов Е.В. обратился в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка (л.д. 16, 18).
Администрацией Пушкинского муниципального района истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с не предоставлением полного пакета документов, предусмотренного действующим законодательством (л.д. 13, 15). Ответчиком было указано на необходимость предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав документов необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка должны быть представлены, в том числе: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии со ст. 7 Закона Московской области от 07.06.1996г. «О регулировании земельных отношений в Московской области» к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность должен прилагаться кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
Согласно ст. 29 ЗК РФ Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Земельный участок как объект права должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. При этом территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 1 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приобретение гражданами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, регламентировано статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 названного Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Таким образом, приложение к заявлению о приобретении прав на земельный участок его кадастрового паспорта является обязательным.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ «В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка».
При обращении в администрацию Пушкинского муниципального района истцом не был представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Кадастровые работы истцом проведены не были. Указанные обстоятельства стороной истца не оспаривались.
Согласно ч. 9 ст. 7 Закона Московской области от 07.06.1996г. «О регулировании земельных отношений в Московской области» при представлении заявителем документов, не соответствующих требованиям настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, представленные документы возвращаются заявителю с обоснованием причин возврата.
Поскольку Кузнецовым Е.В. при обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность не были в полном объеме представлены документы, предусмотренные действующим законодательством, администрацией Пушкинского муниципального района было правомерно отказано истцу в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
Требования Кузнецова Е.В. о признании незаконным отказа ответчиков в оказании содействия в проведении кадастровых работ также не подлежат удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Е.В. обратился к ответчикам с заявлением об оказании содействия в подготовке необходимых документов для проведения кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и осуществления работ по межеванию (л.д. 17, 26).
Администрацией Пушкинского муниципального района было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ, в силу которой заявитель за свой счет производит выполнение кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка (л.д. 14).
Администрацией городского поселения Правдинский истцу также было отказано в удовлетворении заявления по изложенным выше основаниям. Также в обоснование отказа было указано, что в силу Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по проведению межевания земельных участков правообладателей – физических (юридических) лиц у администрации нет, в связи с чем, в бюджет городского поселения Правдинский на 2010 год не были заложены финансовые средства на проведение работ по постановке на кадастровый учет земельных участков (л.д. 19, 23, 25).
Ссылка ответчика в обоснование указанных требований на ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав на отдельные объекты недвижимого имущества» является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм материального права.
В силу ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав на отдельные объекты недвижимого имущества» «2. Органы местного самоуправления в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" государственного учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них.В этих целях органы местного самоуправления:
1) осуществляют организацию приема ими заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов для проведения в интересах этих граждан указанного государственного учета таких земельных участков, созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них;
2) на основании заявлений граждан или их доверенностей в интересах таких граждан выступают заказчиками работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления указанного государственного учета таких земельных участков и созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;
3) проводят разъяснительную работу с гражданами в части, касающейся порядка оформления документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета таких земельных участков, а также на основании заявлений граждан или их доверенностей подают в интересах таких граждан заявления о проведении государственного кадастрового учета таких земельных участков и другие необходимые для такого учета документы, запросы о предоставлении внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких земельных участках;
4) получают документы, свидетельствующие о проведенном государственном учете таких земельных участков или созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся данный учет;
5) на основании доверенностей граждан представляют от их имени (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация;
6) принимают меры по заключению мировых соглашений и примирению сторон по земельным спорам.
3.На указанные в части 2 настоящей статьи цели могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления».
Из анализа указанной нормы права следует, что оказание содействие в подготовке оформления прав на земельные участки в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Решения соответствующего органа местного самоуправления о направлении средств местного бюджета на указанные в ч. 2 ст. 12 Закона цели, не принималось.
Кроме того, в силу ст. 36 ЗК РФ обязанность органа местного самоуправления по выполнению кадастровых работ также не предусмотрена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиками правомерно отказано истцу в удовлетворении заявления об оказании содействия в проведении кадастровых работ.
Не подлежат удовлетворению требования Кузнецова Е.В. о признании права собственности на спорный земельный участок по следующим основаниям.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. 38 ЗК РФ «7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость».
Судом установлено, что границы испрашиваемого земельного участка не утверждены.
Кузнецовым Е.В. не представлено суду доказательств о границах испрашиваемого земельного участка, также не представлены сведения о спорном объекте, а именно: вид разрешенного использования земельного участка, категория земель. Истцом не представлено доказательств о размере площади испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии объекта, в отношении которого заявлен спор.
Кроме того, суд учитывает, что в отношении испрашиваемого земельного участка имеется спор по границам. Указанное обстоятельство было подтверждено истцом в ходе судебного заседания, а также подтверждается вступившим в законную силу решением Пушкинского городского суда от 04.08.2008г. (л.д. 50-53).
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кузнецовым Е.В. требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кузнецова Е.В. к администрации пушкинского муниципального района, администрации городского поселения Правдинский о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, признании незаконным отказа в оказании содействия в проведении кадастровых работ и признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 07 февраля 2011 года.
Судья: