дело № 2-974/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«23» марта 2011 года
Пушкинский городской суд Московской областив составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Королевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сизикова А.Л., Сизиковой Л.А. к ФГЭУ «202 КЭЧ района», Министерству обороны РФ, администрации Пушкинского муниципального района о признании частично недействительным постановления, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к 202 Квартирно-эксплуатационной части (далее 202 КЭЧ), администрации Пушкинского района Московской области о признании недействительным постановления главы Пушкинского района Московской области от 12.02.1998г. №182 об утверждении служебной жилой площади войсковой части 03523 по адресу: <адрес>, признании права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации. В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что Сизиков А.Л. проходил военную службу, уволен в запас по истечении срока очередного контракта. В период службы истцу предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> При обращении в 202 КЭЧ по вопросу приватизации ему было отказано, поскольку квартиры имеет статус служебного жилого помещения. В ходе рассмотрения дела исковые требования дополнены требованием о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма. Также к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
В судебном заседании истец Сизиков А.Л., а также представитель Сизикова А.Л. и Сизиковой Л.А. Филимохина И.В. поддержали заявленные требования.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ и 202 КЭЧ в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Третье лицо Сизиков Д.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, имеется нотариально удостоверенное согласие Сизикова Д.А. об отказе от приватизации (л.д. 22).
Представитель ответчика администрации Пушкинского района Московской области Киселев А.С. возражал против удовлетворения требований о признании недействительным постановления.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Жилой дом № <адрес> закреплен на праве оперативного управления 202 КЭЧ района.
В настоящее время городок № 2311 исключен из перечня закрытых военных городков на основании перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2008 года № 1563-р.
В квартире № <адрес> указанного дома зарегистрированы по месту жительства истцы и третье лицо Сизиков Д.А., что следует из выписки из домовой книги и финансового лицевого счета.
При обращении в 202 КЭЧ истцу отказано приватизации жилого помещения. Причина отказа – наличие статуса служебного жилья (л.д. 11).
В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статья 4 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Аналогичные нормы были предусмотрены жилищным кодексом РСФСР, действующим на момент вселения истцов в спорную квартиру (ст. 101 ЖК РСФСР).
Исходя из анализа указанных норм права следует, что определение статуса жилого помещения и отнесение его к служебному жилому фонду, а также предоставление его в качестве служебного либо передача его в собственность в порядке приватизации относится к компетенции органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как следует из представленного в материалы дела постановления Главы Пушкинского района Московской области от 12.02.1998. № 182, спорная квартира была утверждена в качестве служебной жилой площади (л.д. 15).
Решение о присвоении жилому помещению статуса «служебное» принималось в силу ст. 101 ЖК РСФСР на основании решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
По состоянию на 12.02.1998 истцы не являлись пользователями указанной жилой площади, в связи с чем суд приходит к выводу, что постановление от 12.02.1998 № 182 на день его вынесения соответствовало требованиям ст. 101 ЖК РСФСР, в связи с чем оснований для признания его недействительным у суда не имеется.
В части требований о признании за истцами права пользования жилым помещением на условиях социального найма суд исходит из следующего.
Представленный в суд ордер от 23.03.1998 на занятие спорного жилья перечеркнут рукописной записью «СЛУЖЕБНЫЙ» (л.д. 12).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 03523 от 03.03.1999. №44 майор Сизиков А.Л. уволен с военной службы с зачислением в запас по истечении срока контракта с 10.03.1999. Общая продолжительность военной службы Сизикова А.Л. по состоянию на 10.03.1999 составляет 20 лет 07 месяцев 5 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении – 24 года 05 мес. 28 дней.
Таким образом, на момент предоставления истцам спорной квартиры истец являлся военнослужащим по контракту, его выслуга лет составляла более 5 лет, что в соответствии с действовавшей на указанный момент редакции ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставляло истцу право на получение жилого помещения на общих основаниях, а не служебного.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом, как установлено судом выше, выслуга лет у истца на момент получения спорной квартиры составляла более 20 лет, и он был признан нуждающимся в жилых помещениях, в связи с чем он относился к указанной категории военнослужащих.
В этой связи при получении спорной квартиры со статусом служебного жилого помещения истец должен был остаться в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ответу в/ч 03523 копии документов о постановке Сизикова А.Л. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, о распределении Сизикову А.Л. спорной квартиры, о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не могут быть представлены.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (на день выдачи ордера) военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой договор с истцом заключен не был, а был выдан ордер.
Истец пояснил в судебном заседании, что он узнал о том, что ордер является служебным только после обращения в 202 КЭЧ по вопросу приватизации.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 55 Постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", действовавшего на день выдачи ордера, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение по установленной форме (Приложение N 5), который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.
Представленный ордер имеет рукописную запись «СЛУЖЕБНЫЙ», которая не отражает сведения о том, когда она сделана. Кроме того, сам ордер не соответствует утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 форме ордера, которая предусматривает наличие следующих записей: «ОРДЕР НА СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ», «Служебное жилое помещение предоставляется гр…», «Служебное жилое помещение предоставляется в доме…», Основание выдачи ордера: (решение о предоставлении служебного жилого помещения) от "__" 19__ г. N…». Данных записей представленный в суд ордер не содержит.
Кроме того, согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строения, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Представленная выписка из ЕГРП по спорной квартире не содержит сведений о том, что данная квартира зарегистрирована в качестве служебной.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что жилое помещение было предоставлено истцу в рамках реализации права на жилье, предусмотренное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В дальнейшем истец был уволен в запас без предоставления жилого помещения. В очереди на улучшение жилищных условий не состоял. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, жилое помещение предоставлено истцу на условиях социального найма.
Факт наличия постановления администрации о придании жилому помещению статуса служебного в данном случае не свидетельствует о предоставлении жилого помещения на условиях служебного найма, а лишь свидетельствует о невыполнении 202 КЭЧ обязательств по исключению жилого помещения из разряда служебных до выделения его истцу, что не может быть поставлено в вину истцу.
Суд также не может согласиться с доводом ответчика о том, что спорное жилое помещение является служебным, поскольку требований к истцам о выселении из спорного жилого помещения после увольнения Сизикова А.Л. с военной службы и исключения его из списков части, никем не предъявлялось, одновременно в настоящее время истцы не могут быть выселены из занимаемого ими жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанной нормы Закона РФ «О приватизации жилищного фонда» следует, что право на осуществление приватизации гражданина не может зависеть от наличия либо отсутствия отдельного порядка в организации, на праве оперативного управления которой находится жилищный фонд.
Данная позиция изложена в пункте 4 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8"О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в соответствии с которым, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Распоряжением Минимущества РФ от 28.07.2003г. №3276-р за 202 КЭЧ на праве оперативного управления закреплено находящееся у нее на учете имущество, в том числе жилой дом <адрес>
Жилой дом <адрес> не находится на территории закрытого военного городка, что подтверждается перечнем закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 г. N 752-р, а также утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2008 года № 1563-р.
При указанных обстоятельствах, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истцов в полном объеме.
Третье лицо Сизиков Д.А. отказывается от своего права приватизации и не возражает против приватизации жилого помещения истцами.
Ранее в приватизации истцы не участвовали.
В силу ст. 217 ГК РФ у истцов возникает право собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Сизикова А.Л., Сизиковой Л.А. к ФГЭУ «202 КЭЧ района», Министерству обороны РФ, администрации Пушкинского муниципального района о признании частично недействительным постановления, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить частично.
Признать за Сизиковым А.Л., Сизиковой Л.А. право пользования на условиях социального найма квартирой по адресу: <адрес>
Признать Сизиковым А.Л., Сизиковой Л.А. право собственности в равных долях (по ? доли) на квартиру по адресу: <адрес>
В части требований о признании частично недействительным постановления отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья секретарь