Дело №
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» марта 2011 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.,
при секретаре Королевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина Р.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в <адрес>, третьему лицу администрации Пушкинского муниципального района о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок,
Установил:
Фомин Р.Н. обратился в суд с иском о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером 50:13:04 03 01:0062, расположенный по адресу: <адрес> и признании за ним права аренды названного земельного участка. В обоснование иска указано. Истец является собственником нежилого строения – хозяйственного строения вспомогательного использования площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Данное хозяйственное строение находится на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № по указанному адресу. На основании постановления Администрации Пушкинского муниципального района Московской области в лице Главы территориальной администрации Ельдигинского сельского округа № 43 от 05.06.2003 г. между Фоминым Р.Н. и Главой территориальной администрации Ельдигинского сельского округа 26.01.2004 г. № 258 был заключен договор аренды указанного земельного участка сроком на 5 лет. Постановлением главы территориальной администрации Ельдигинского сельского округа № 43 от 05.06.2003 г. на истца была возложена обязанность зарегистрировать договор аренды в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, что было им сделано 28.01.2004 г. По истечении срока аренды земельного участка истец вновь обратился в администрацию Ельдигинского сельского округа и комитет по управлению имуществом с просьбой продлить срок действия договора об аренде, в чем ему было отказано, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.09.2010 г. правообладателем данного земельного участка является Российская Федерация.
Судом удовлетворено ходатайство представителя администрации Пушкинского муниципального района Киселева А.С. об исключении администрации из состава соответчиков и привлечении к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании Фомин Р.Н. поддержал требования о прекращении права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, при этом требования о признании за ним права аренды указанного земельного участка просил не рассматривать.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Представитель третьего лица администрации Пушкинского муниципального района Киселев А.С. оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Судом установлено.
Истец является собственником нежилого строения – хозяйственного строения вспомогательного использования площадью 24 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2007 г. Данное хозяйственное строение находится на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № по указанному адресу. На основании постановления Главы территориальной администрации Ельдигинского сельского округа № 43 от 05.06.2003 г. Фомину Р.Н. был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. в аренду сроком на 5 лет для огородничества. 26.01.2004 г. оформлен договор аренды № 258. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно выписке из ЕГРП от 23.09.2010 г. правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
В соответствии с выпиской из протокола заседания земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района № 11 от 15.10.2010 г. Фомину Р.Н. продлен срок действия договора аренды земельного участка площадью 1000 кв. м. от 26.01.2004 г. № 258 до 26.01.2015 г.
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП одновременно с регистрацией договора аренды с Фоминым Р.Н. (л.д. 46-47).
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано на основании Конституции Российской Федерации, которая указана в качестве документа-основания.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести права и обязанности, в порядке ст. 125 ГК РФ через муниципальное образование г.Пушкино.
На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Таким образом, право собственности Российской Федерации не может возникнуть на основании Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
2. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации препятствует Фомину Р.Н. продлить в установленном порядке договор аренды на указанный земельный участок.
При указанных обстоятельствах право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подлежит прекращению с исключением сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Фомина Р.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, третьему лицу администрации Пушкинского муниципального района о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Секретарь