Решение о признании незаконным отказа в переводе квартиры в нежилое помещение



дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьиЩелканова М.В.

при секретареКоролевой Д.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой О.В. к администрации городского поселения Пушкино о признании незаконным отказа в переводе в нежилое помещение,

установил:

Истец обратился в суд с иском к администрации городского поселения Пушкино. Исковые требования истцом уточнялись. В окончательном виде истец просит суд признать незаконным постановление главы администрации г. Пушкино от 26.04.2010 № 96, утвердившее акт межведомственной комиссии № 3 от 31.03.2010, в части отказа Макаровой О.В. в переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа квартиры по адресу: <адрес>, и обязать администрацию городского поселения Пушкино повторно рассмотреть на межведомственной комиссии заявление о переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа квартиры в соответствии со ст. 23 ЖК РФ (л.д. 27-29). В обоснование иска указано следующее. В соответствии с актом межведомственной комиссии г. Пушкино от 31.03.2010 истцу отказано в переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа спорной квартиры, которая истцу принадлежит на праве собственности. Причина отказа – отсутствие согласие сособственников жилого дома.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Илюхина С.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации городского поселения Пушкино по доверенности Бабылин А.С. возражал против удовлетворения иска. Пояснил, что причина отказа администрации в переводе – отсутствие согласия собственников домовладения. Иных оснований для отказа не имеется. Указал, что установка дверного проема на месте окна приведет к уменьшению общего имущества собственников многоквартирного дома.

Суд, выслушав стороны, полагает иск подлежащим удовлетворению.

Судом установлено.

Истец является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной на первом этаже многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 8).

ООО «Проектная мастерская ЦНИИПромзданий» разработан проект перепланировки квартиры в нежилое помещение. Внутренняя перепланировка включает устройство перегородок, дополнительных дверных проемов, снаружи одно из окон заменяется на металлическую дверь с подготовкой проема, размещается крыльцо. На объекте не предусматривается изменение несущих конструкции здания (л.д. 14-24).

Межведомственной комиссией города Пушкино 31.03.2010 рассмотрено заявление Макаровой О.В. о переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа указанной квартиры. Решением комиссии в связи с отсутствием согласия всех собственников многоквартирного жилого дома на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказано (л.д. 25).

Постановлением главы города Пушкино от 26.04.2010 № 96 акт межведомственной комиссии от 31.03.2010 № 3 утвержден (л.д. 37-41).

Порядок перевода жилого помещения в нежилое определяется ст. 23 Жилищного кодекса РФ, согласно которой:

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Согласно ст. 36 ЖК РФ 1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

Под реконструкцией, согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. В соответствии с п. 10 указанной статьи объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

По смыслу указанных правовых норм квартира в жилом доме не относится к объектам капитального строительства, а изменение ее функционального назначения и организация отдельного входа с крыльцом в многоэтажном доме не являются реконструкцией.

Кроме того, в силу ч.2 ст. 40 ЖК РФ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме должно быть получено в том случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в силу статьи 16 Закона № 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Между тем, в материалах дела имеются сведения о том, что земельный участок при доме не сформирован (л.д. 35), сведения о земельном участке при домовладении в ЕГРП отсутствуют (л.д. 36).

Согласно п. 67 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС от 29.04.2010 № 10/22: если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Работы, предусматриваемые проектом перепланировки квартиры истца, не приводят к изменению параметров объекта капитального строительства (жилого дома) или его части, не сказываются на качестве инженерно-технического обеспечения других помещений в доме, реконструкцией не являются. Устройство дверного предусматривается без присоединения к квартире истца части общего имущества в многоквартирном доме, поэтому получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, согласно ч.2 ст. 40 ЖК РФ не требуется.

Учитывая вышеизложенное, отказ администрации г. Пушкино в переводе в нежилое помещение по основанию отсутствия согласия собственников квартир в доме и является неправомерным. Иные основания для отказа стороной ответчика не заявлялись.

С учетом изложенного суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и признать незаконным постановление главы администрации г. Пушкино от 26.04.2010, утвердившего акт межведомственной комиссии № 3 в части отказа Макаровой О.В. в переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа квартиры по адресу: <адрес>., и обязать администрацию городского поселения Пушкино повторно рассмотреть на межведомственной комиссии заявление о переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа квартиры в соответствии со ст. 23 ЖК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Макаровой О.В. к администрации городского поселения Пушкино о признании незаконным отказа в переводе в нежилое помещение удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы администрации г. Пушкино от 26.04.2010 № 96 «Об утверждении акта межведомственной комиссии № 3 от 31.03.2010» в части отказа Макаровой О.В. в переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа квартиры по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию городского поселения Пушкино повторно рассмотреть на межведомственной комиссии заявление Макаровой О.В. о переводе в нежилое помещение с последующей перепланировкой и устройством отдельного входа квартиры по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса РФ.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья:

Секретарь: