решение по иску об обязании совершить действия



дело № 2-2346/2011

заочное

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«23» мая 2011 года

г. ПушкиноМосковская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьиКургановой Н.В.,

с участием пом. ПрокурораЗинина С.А.

при секретареКашириной Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Софрино» об обязании совершить действия,

установил:

Межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Софрино» об обязании совершить действия. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> произведена проверка по обращению начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО. В ходе проверки установлено, что ОАО «Софрино» расположено за земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, Основным видом деятельности предприятия является организация и предоставление на вышеуказанном земельном участке рекреационного (восстановительного) отдыха населению и сопутствующих отдыху услуг. В процессе осуществления указанной деятельности на предприятии образуются различные отходы производства и потребления 1-4 классов опасности, часть из которых размещается на специализированном полигоне. Также установлено, что для обеспечения питьевой водой предприятия ОАО «Софрино» эксплуатирует 3 собственные артезианские скважины питьевого водоснабжения на основании действующей лицензии на право пользования недрами. ОАО «Софрино» к объектам малого и среднего бизнеса не относится. Установлено, что деятельность данного юридического лица не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. ОАО «Софрино» в настоящее время допускает размещение отходов производства и потребления в отсутствие лимита на размещение отходов и утвержденного и согласованного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также эксплуатирует 3 артезианские скважины в отсутствие проектов организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для указанных скважин. За указанные правонарушения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области ДД.ММ.ГГГГ 1 в отношении юридического лица - ОАО «Софрино» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 6.3, 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, генеральному директору ОАО «Софрино» внесено представление с требованием устранения вышеуказанных правонарушений и объявлено предостережение о недопустимости нарушения действующего законодательства. Учитывая, что до настоящего времени ОАО «Софрино» не разработало проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для 3 используемых артезианских скважин и не получило положительные санитарно- эпидемиологические заключения на данные проекты, а также не получило лимит на размещение отходов производства и потребление и не утвердило и согласовало в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - необходимо в судебном порядке обязать предприятие выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления. Деятельность ОАО «Софрино» не только противоречит требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

В судебном заседании Помощник межрайонного природоохранного прокурора Московской области Зинин С.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагал их подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что в связи с рассмотрением настоящего спора в суде, с учетом разумности необходимо представить ответчику срок для устранения нарушений до 01 июля 2011 года.

Представитель ОАО «Софрино» в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка (л.д. 50).

Представитель Департамента Роспотребнадзора по ЦФО в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 52-53)

В соответствие со ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д.50), об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает, иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Устава ОАО «Софрино» создано решением единственного акционера Общества № от ДД.ММ.ГГГГ и расположено по адресу: <адрес> Основным видом деятельности предприятия является организация и предоставление на вышеуказанном земельном участке рекреационного (восстановительного) отдыха населению и сопутствующих отдыху услуг (л.д.9-14)

Из представленной в материалы дела копии свидетельства о государственной регистрации права в собственности ОАО «Оздоровительный комплекс «Софрино» находится земельный участок площадью 426877 кв.м. категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: под оздоровительный комплекс (л.д.16).

По результатам проведенной Департаментов Росприроднадзора по Центральному федеральному округу установлено, что на территории общества имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: закрытая и открытая стоянки автотранспорта, очистные сооружения, котельная. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В настоящее время, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется обществом без соответствующего разрешения. Так же общество на своей территории с 2009, 2010 годах не осуществляло производственный контроль за качеством и количеством выбрасываемых вредных веществ в атмосферный воздух (л.д.17-21)

По результатам проверки ОАО «Софрино» было выдано предписание № (л.д.22-23), которое до настоящего времени не выполнено.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Софрино» возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.35-37) и ДД.ММ.ГГГГ ОАО вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона. (л.д.42-44)

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению

требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (ЗСО)(далее - СанПиН), ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1 1 10-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б)план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в)правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах

производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства. При этом обращение с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу пункта 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране, окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления,

Согласно статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Учитывая, что до настоящего времени ОАО «Софрино» не разработало проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для 3 используемых артезианских скважин и не получило положительные санитарно- эпидемиологические заключения на данные проекты, а также не получило лимит на размещение отходов производства и потребление и не утвердило и согласовало в

установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - необходимо в судебном порядке обязать предприятие выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

Деятельность ОАО «Софрино» не только противоречит требованиям санитарно- эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора к ОАО «Софрино» об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать ОАО «Софрино» привести свою деятельность в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, а именно:

разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для 3 используемых артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области положительные санитарно- эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанные проекты;

разработать и согласовать в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получить лимит на размещение отходов производства и потребления;

разработать вышеуказанные проекты и получить соответствующие эколого-разрешительные документы ОАО «Софрино» необходимо в соответствии сдействующим законодательством в разумный срок, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

прекратить деятельность по размещению отходов производства и потребления до утверждения и согласования в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и получения лимита наразмещение отходов производства и потребление.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней по истечении срока ответчиком заявления об отмене данного решения. В случае подачи такого заявления – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: