решение по иску об обязании заключить договор социального найма



дело № 2-1528/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи                Кургановой Н.В.,

    при секретаре                                             Жоховой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лютовой О.В. к ФГУ «Болшевская КЭЧ района», Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, третьим лицам Лютовой Е.М., Лютовой В.М., Лютову М.А., ФГУ «; ЦНИИ Министерства Обороны РФ об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

установил:

Лютовой О.В. обратилась в суд с иском к ФГУ «Болшевская КЭЧ района», Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, третьим лицам Лютовой Е.М., Лютовой В.М., Лютову М.А., ФГУ «; ЦНИИ Министерства Обороны РФ об обязании заключить договор социального найма жилого помещения. В обоснование заявленных исковых требований указала, что она являлась очередником 4 ЦНИИ МО РФ на получение жилого помещения вне очереди по линии Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ начальником и жилищной комиссией 4 ЦНИИ МО РФ было принято решение, которым ей, как внеочереднику, на семью из 4-х человек ( она, дочь Лютова Е.М., дочь Лютова В.М. и внук ФИО8) предоставлена по договору найма со снятием с учета нуждающихся в получении жилых помещений трехкомнаткная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Болшевская КЭЧ района» не признав ее права на заключение договора социального найма жилого помещения, отказала истице в выдаче справки о сдаче жилого помещения, сославшись на действующий в то время приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся жилой площади, в том числе в судебном порядке. Решением Королевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении исковых требований о признании за ней и членами ее семьи права на заключение договора найма занимаемого жилого помещения с последующей сдачей его наймодателю в целях получения справки о сдаче жилого помещения. При этом судом установлено, что в настоящее время истица зарегистрирована по месту жительства и проживает как бывшая жена нанимателя Лютова М.А. в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. Там же зарегистрированы и проживают члены ее семьи. Судом так же установлено, что вышеуказанная квартира, коммунальной не является, предоставлена Лютову М.А. и его семье как единый объект недвижимости. В настоящее время статус квартиры, где зарегистрирована истица не изменен. Три таких обстоятельствах, по независящим причинам, поскольку истица не является, и в данном случае, не может как военнослужащая, уволенная с военной службы в запас, быть нанимателем указанного служебного жилого помещения, поскольку на нее не могут быть возложены обязанности по сдаче указанного жилого помещения и предоставлению справки о сдаче жилого помещения. В силу чего она не имеет возможности предоставить справку о сдаче жилого помещения, а как следствие с ней не заключается договор социального найма предоставленного ей и членам ее семьи, жилого помещения.

В судебном заседании Лютова О.В. и ее представитель по доверенности ФИО13 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, полагали их подлежащими удовлетворению. Просили суд обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ заключить с истицей договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика ФГУ «Болшевская КЭЧ района» в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 103-104)

Представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.101-102)

Лютова К.М. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Лютова В.М. в судебное заседание не явилась, суду представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.51)

Лютов М.А. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Представитель ФГУ «4 ЦНИИ Министерства Обороны РФ», по доверенности ФИО11 возражала против заявленных исковых требований, поддержала представленные суду письменные возражения (л.д.107-109)

Суд выслушав пояснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела находит заявленные исковые требования Лютовой О.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ Лютову М.А. с семьей ( жена, две дочери) представлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.63)

На основании списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих в\ч: 4 ЦНИИ, РВСН, Королевский\Мос (Московская) на ДД.ММ.ГГГГ Лютова О.В. была постановлена на учет нуждающихся в жилой площади ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-41)

Брак между Лютовым М.А. и Лютовой О.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64)

Из представленной в материалы дела копии финансового лицевого счета на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> является служебным в котором зарегистрированы наниматель –Лютов М.А. с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Лютова Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Лютова В.М. с ДД.ММ.ГГГГ, бывшая жена Лютова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11)

Протоколом заседания жилищной комиссии 4 ЦНИИ Минобороны России подполковнику запаса Лютовой О.В., уволенной по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на семью из 4-х человек (она, дочь – Лютова Е.М., дочь Лютова В.М., внук ФИО8 предоставлена трухкомнатная квартира общ. Пл. 75,3 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.7)

Письмом ж\г от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Болшевская квартирно-эксплуатационная часть района» отказала истице в выдаче справки о сдаче жилого помещения, необходимой для заключения договора социального найма предоставленного ей жилого помещения, сославшись на приказ Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснения Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ , согласно которых военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст. 68 ЖК РСФСР (л.д.8)

Решением Королевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лютовой О.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права пользования и обязании заключить договор найма на служебное жилое помещение (л.д.9-10)

На основании ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации сказано, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).

Такой же порядок принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащих был установлен в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений. Согласно пункту 27 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (далее - Инструкция).

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих, согласно п. 27 и 37 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.

Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениями ст. 68 ЖК РСФСР.

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.

При этом отсутствие справки о сдаче жилого помещения не может служить основанием для отказа в заключении с ним договора социального найма жилого помещения, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

После принятия решения о предоставлении Лютовой О.В. ею в судебном порядке были предприняты меры к изменению договора социального найма жилого помещения, а также к получению справки из КЭЧ о сдаче жилого помещения, однако решением Королевского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано.

    При рассмотрении данного спора в суде суд не может согласится с возражениями ФГУ « 4 ЦНИИ Минобороны России», о том, что до принятия окончательного решения по иску Лютова М.А. о восстановлении его в списках очередников, нуждающихся в получении жилого помещения, данный спор не может быть рассмотрен судом. Поскольку в судебном заседании представитель ФГУ « 4 ЦНИИ Минобороны России», пояснил суду, что в настоящее время решение жилищной комиссии о предоставлении спорного жилого помещения Лютовой О.В. не отменено и ни кем не оспорено.

     При рассмотрении вопроса о предоставлении Лютовой О.В. жилого помещения в решении жилищной комиссии не полностью указан адрес предоставляемого жилого помещения, а именно не указан, номер дома.

    При этом представитель ФГУ « 4 ЦНИИ Минобороны России», в судебном заседании пояснил, что он не может представить суду сведения о номере дома по <адрес> в котором истице предоставлено жилое помещение.

    Судом неоднократно запрашивались сведения в Департаменте жилищного обеспечения МО РФ об указании полного адреса жилого помещения предоставленного истице, однако ни на один судебный запрос ответа не поступило.

     Из ответа Болшевской КЭЧ на судебный запрос следует, что ФГУ «Болшевская КЭЧ» сведениями о распределении жилой площади подполковнику запаса Лютовой О.В. не располагает (л.д.82)

Однако из письма ФГУ «Болшевская КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях реализации программы «15+15» от ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» РОССТРОЙ, в соответствии с распоряжением УРЖП № 155\159\30514 от 27.03.2008г. в Болшевскую КЭЧ района для заселения поступила жилая площадь по адресу: <адрес> Распоряжением Главы Администрации № 781-р от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому ( строительный шифр ГП-1) присвоен почтовый адрес <адрес> корпус1, жилому дому ( строительный шифр ГП-2) присвоен почтовый адрес <адрес>. Других жилых помещений под заселение по адресу <адрес>, ФГУ «Болшевская КЭЧ района» Минобороны РФ не передавалось. (л.д.80)

В материалы дела так же представлена копия распоряжения Администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 781-р от 12.11.2008 года « о присвоении почтового адреса завершенным строительством жилым домам, расположенным в <адрес> (л.д.122)

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Лютовой О.В. решением жилищной комиссии; ЦНИИ Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ было распределено жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд считает исковые требования Лютовой О.В. подлежащими удовлетворению, в связи с чем на основании указания Заместителя Министра Обороны от 08.04.2011г. № 205\2\210 (л.д.93-94) обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заключить с Лютовой О.В. договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Лютовой О.В. к ФГУ «Болшевская КЭЧ района», Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, третьим лицам Лютовой Е.М., Лютовой В.М., Лютову М.А., ФГУ «; ЦНИИ Министерства Обороны РФ об обязании заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить,

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ заключить с Лютовой О.В. договор социального найма на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                        Н.В. Курганова