дело № 2-2255/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2011 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Велюхановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чалого В.А., Чалой В.В. к Болшевской квартирно-эксплуатационной части района о признании права собственности на жилое помещения в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к государственному учреждению Болшевская квартирно-эксплуатационная часть района (далее Болшевская КЭЧ) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование иска истцы указали, что решением жилищной комиссии Войсковой части 25840 (4 ЦНИИ) №6 от 13.08.2008г. Чалому В.А. и членам его семьи распределена квартира по адресу: <адрес>, где истцы зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. Истцы вселились и постоянно проживают в квартире. 10.08.2009 года стороны заключили договор краткосрочного найма этого жилого помещения. Ранее истцы не участвовали в приватизации жилых помещений. Однако в связи с отсутствием надлежаще оформленного права оперативного управления ответчик Болшевская КЭЧ отказала в приватизации занимаемого жилого помещения. Истцы считают, что действиями ответчика нарушены их права. Просят суд признать незаконным отказ Болшевской КЭЧ о передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> признать за ними в порядке приватизации право собственности по ? доли за каждым на квартиру, расположенную по указанному адресу (л.д4-8).
В судебном заседании истцы Чалый В.А. и Чалая В.В. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержали и дополнили, что хотя с ними заключен договор краткосрочного найма, однако квартира предоставлена им по договору социального найма как очередникам. Болшевская КЭЧ сообщила истцам, что не возражает против приватизации ими квартиры, но заключить такой договор не может, поскольку право оперативного управления ответчика надлежащим образом не зарегистрировано. По этим же основаниям ответчик отказывается заключить договор найма жилого помещения.
Представитель ответчика - Болшевской КЭЧ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, возражений не представил ( л.д.38).
Представители третьих лиц - Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались, возражений не представили (л.д.39, 40).
Суд, выслушав истцов, проверив и исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В силу ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела судом установлены, следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Решением жилищной комиссии в/ч 25840 (4ЦНИИ) от 13.08.2008г. (протокол № 6) очереднику в/ч 25840 подполковнику Чалому В.А. на семью из 3-х человек предоставлена двухкомнатная квартира площадью 56,85 кв.м. по адресу: <адрес>. Этим же решением Чалый В.А. исключен из списков очередников, нуждающихся в получении жилой площади (л.д.9).
10.08.2009 года Болшевская КЭЧ района заключила с Чалым В.А. на основании решения жилищной комиссии от 13.08.2008г. договор №208 с условиями краткосрочного найма жилого помещения. Предметом договора является передача истцу жилого помещения по адресу: г. <адрес> общей площадью 55,9 кв.м. в срочное возмездное пользование до оформления сторонами договора социального найма на условиях и в порядке, установленных законодательством РФ, после регистрации на жилое помещение права собственности РФ и оперативного управления Минобороны РФ. Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что приватизация жилого помещения не допускается (л.д. 10-12).
Истцы Чалый В.А., Чалая В.В. постоянно зарегистрированы в спорной квартире, на Чалого В.А. открыт лицевой счет. Истцы вселились и постоянно проживают в квартире (л.д. 18), ранее не участвовали в приватизации жилых помещений, что подтверждается представленными справками (л.д.21-22).
Истцы обращались к ответчику Болшевской КЭЧ по вопросу заключения договора социального найма и приватизации занимаемой квартиры, на что получили отказ со ссылкой на отсутствие регистрации права оперативного управления на вновь возведенный жилой дом (л.д.16-17, 29-30).
В силу ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Порядок распределения жилых помещений в Вооруженных силах РФ регламентирован Инструкцией, утвержденной Приказом Минобороны РФ от 15 февраля 2000 года №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ» с изменениями от 20.08.08г.. Пунктом 37 Инструкции предусмотрено, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией списком распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах по форме согласно приложению N 9 к настоящей Инструкции на основании списков распределения жилых помещений по воинской части. Список подписывается председателем гарнизонной жилищной комиссии, начальником КЭЧ района, начальником гарнизона, согласовывается начальником КЭУ округа (МИС флота) и за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов представляется на утверждение соответствующим главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (флотами), родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка).
Утвержденные списки распределения жилых помещений являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений.
Таким образом, решение жилищной комиссии является правовым основанием для выдачи ордера и определяет вид договора найма.
Чалый В.А. обращался к ответчику по вопросу оформления договора социального найма и передачи в собственность предоставленной квартиры, на что получил ответ, из которого следует, что право собственности РФ на объект недвижимости в настоящее время не зарегистрировано, в установленном порядке объект не передан в оперативное управление организации, подведомственной Минобороны РФ. По этим основаниям невозможно заключить договор социального найма и передать в собственность в порядке приватизации занимаемое жилое помещение (л.д.17).
В материалы дела представлен акт вода в эксплуатацию законченного строительством жилого дома по адресу: <адрес> от 14.04.08г. на основании решения Министерства обороны РФ, из которого следует, что дом выполнен в соответствии с утвержденным проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, условиям безопасного труда работающих и готов к вводу в эксплуатацию. В материалы дела представлены технический и кадастровый паспорта на спорную квартиру.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Чалому В.А., являющегося военнослужащим и очередником, нуждающейся в получении жилой площади на условиях договора социального найма, жилищной комиссией в/ч 25840 (4 ЦНИИ) предоставлена спорная квартира на условиях социального найма с целью обеспечения военнослужащего жильем, что подтверждается протоколом жилищной комиссии. Вышеуказанные действия свидетельствуют о выделении истцам квартиры на условиях социального найма. Каких-либо сведений и доказательств, подтверждающих, что спорная квартира выделена по иным основаниям, в том числе по временное срочное пользование, ответчиками суду не представлено.
Представленный договор №233 с условиями краткосрочного найма по своей сути представляет собой договор социального найма и невозможность заключения такого договора мотивирована ответчиком только отсутствием регистрации прав РФ и оперативного управления уполномоченной организации. Истцы вселились и проживают в спорной квартире, несут обязанности нанимателя, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, что следует из объяснений истцов. Надлежащее оформление права пользования жилым помещением находится в компетенции ответчиков. Не совершение действий ответчиками по регистрации права собственности нарушает права истцов на реализацию закрепленного законом права на приватизацию предоставленного по договору социального найма жилого помещения. Пункт 5.2 Договора, не допускающий приватизацию занимаемого жилого помещения, ничтожен по основаниям ст. 217 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Все совершеннолетние члены семьи нанимателя согласились приватизировать занимаемое жилое помещение в собственность. Приведенные ответчиком доводы не могут являться основанием для отказа гражданину в приватизации жилого помещения.
Согласно ст.11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Перечень оснований отказа в приватизации занимаемых жилых помещений предусмотрен Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является исчерпывающим. Отсутствие государственной регистрации права собственности и оперативного управления ответчиков на возведенный жилой дом не предусмотрено законом в качестве оснований для отказа в приватизации занимаемого жилого помещения.
Истцы занимает спорное жилое помещение, ранее в приватизации не участвовали. Оснований для отказа в приватизации жилой площади по основаниям ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что прямо установленные ограничения для приватизации жилых помещений в данном случае отсутствуют, и за истцами должно быть признано право собственности в порядке ст.217 ГК РФ, ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» на спорную квартиру.
Одновременно, в силу ст. 245 ГК РФ, суд считает возможным установить истцам доли в праве собственности на квартиру.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чалого В.А., Чалой В.В. к Болшевской квартирно-эксплуатационной части района о признании права собственности на жилое помещения в порядке приватизации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Болшевской квартирно-эксплуатационной части района о передаче Чалому В.А. и Чалой В.В. в собственность в порядке приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Чалым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Чалой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03 июня 2011 года.
Судья: .....
.....
.....
.....
.....