решение о признании отказа в постановке на кадастровый учет недействительным



дело № 2-1971/2011

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2011 года г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Михайлове И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Желтова Е.Ю. об оспаривании отказа ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области,

У С Т А Н О В И Л :

Заявитель Желтов Е.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа отдела по Пушкинскому району ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области. В обоснование заявления заявитель указал, что ему отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает более чем на десять процентов от площади земельного участка по правоустанавливающим документам. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает его право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.

В судебном заседании представитель Желтова Е.Ю. по доверенности (доверенность в деле) Чернышева Т.И. заявленные требования поддержала, просила заявление удовлетворить.

Представитель ФГУ «Кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался (л.д. 14-15), направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 17).

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правоотношения, возникшие между лицами участвующими в деле, регулируются нормами Земельного кодекса РФ и главой 25 ГПК РФ.

На основании постановления Главы <данные изъяты> сельсовета Пушкинского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) Желтов Е.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Желтова Е.Ю. на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 4).

В свидетельстве о регистрации прав площадь земельного участка указана как <данные изъяты> кв.м. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно геодезическим измерениям <данные изъяты>, произведенных при межевании земельного участка заявителя в ДД.ММ.ГГГГ году, фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила <данные изъяты> кв.м, данные границы согласованы смежными землепользователями, а также администрацией сельского поселения <данные изъяты> и администрацией Пушкинского муниципального района, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка заявителя.

Из пояснений представителя заявителя Чернышевой Т.И. в судебном заседании следует, что собранная землеустроительная документация по участку Желтова Е.Ю. была передана в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области) территориальный отдел по Пушкинскому району, входящий от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Кадастровая палата» принято решение об отказе осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости, со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона, а именно, что образуется новый земельный участок в результате перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м и земель Пушкинского района, муниципальная собственность на которые не разграничена.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы».

Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решениям, действиям (бездействиям) относятся, в том числе и те, в результате которых «нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод».

Это право предоставлено и ч. 13 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ), согласно которому решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Как установлено судом, спорный земельный участок находится у заявительницы на праве собственности (л.д.18).

Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

По указанному основанию заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 22 Закона № 221-ФЗ 1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства);

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).

Заявителем Желтовым Е.Ю. были представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости (л.д. 18-45).

Отказ ФГУ «Кадастровая палата» в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона суд находит незаконным.

Ссылка в решение заинтересованного лица на то, что муниципальная собственность не разграничена на образуемый новый земельный участок из земель Пушкинского района несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004г. № 172-ФЗ 1. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

2. В случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

3. В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

4. В случае, если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

5. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

6. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона.

7. Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка. Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) земельный участок Желтова Е.Ю. площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> был отнесен к категории земель – земли населенных пунктов.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона 221-ФЗ в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение в том числе об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания» разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» разрешается регистрировать право собственности на земельный участок по фактической уточненной площади, даже если она превышает площадь, указанную в документах, удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для земельных участков различного целевого и разрешенного использования.

В соответствии с Законом Московской области от 17.06.2003г. № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» минимальный размер земельного участка для огородничества составляет 0,04 га.

Суд приходит к выводу, что содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка заявителя не превышает указанную в постановлении площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с указанным выше нормативным актом Московской области для земель с целевым назначением – для огородничества.

Указание в решении ФГУ «Кадастровая палата» на образование нового земельного участка в результате перераспределения ранее учтенного земельного участка и земель Пушкинского муниципального района, муниципальная собственность на которые не разграничена, не основан на Законе и представленных для осуществления кадастрового учета документах.

Границы ранее учтенного земельного участка заявителя не были установлены в соответствии с действующим земельного законодательством (л.д. 43), в связи с чем, площадь предоставленного Желтову Е.Ю. в собственность земельного участка подлежала уточнению.

Категория ранее учтенного земельного участка установлена и распространяется на земельный участок в уточненных границах, в связи с чем, у Пушкинского отдела ФГУ «Кадастровая палата» не было препятствий для учета сведений об уточненной площади земельного участка заявителя, содержащихся в представленных документах о его межевании (л.д.18-45), в связи, с чем заявление Желтова Е.Ю. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 254 – 256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Желтова Е.Ю. об оспаривании отказа ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области удовлетворить.

Признать решение Пушкинского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, необоснованным.

Обязать Пушкинский отдел ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости – земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 12 мая 2011 года.

Судья: