2-4953/2011 решение



дело № 2-4953/2011

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» декабря 2011 года

г. Пушкино Московская область

Пушкинский городской суд Московской области

в составе:

председательствующего судьи Щелканова М.В.

при секретаре Ярмоновой Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Писиренина В.Ф. об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений,

установил:

Посиренин В.Ф. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа от 12.09.2011 г. в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , обязании осуществить учет. В обоснование заявления заявитель указал, что ему отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 610 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает более чем на десять процентов площадь земельного участка по правоустанавливающим документам. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает его право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.

В порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным оспариваемое решение ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области от 12.09.2011 № МО-11/РКФ/1-294501 и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области повторно рассмотреть вопрос по учету изменений земельного участка заявителя (л.д. 39).

Заявитель в судебное заседание не явился, о слушании дела судом извещен (л.д. 41).

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области по доверенности (л.д. 42) Дмитриева А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на законность принятого решения.

Суд, выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.

Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Согласно ст. 16 ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Согласно ст. 20 ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).

Судом установлено следующее.

Посиренину В.Ф. на основании Постановления главы Администрации Царевского с/о Пушкинского района Московской области № 274 от 04.08.1999 года предоставлен земельный участок площадью 500 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства (л.д. 6).

Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 1375 от 26.05.2011 г. установлена категория земель – «земли населенных пунктов» (л.д. 7).

Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, что следует из кадастрового паспорта (л.д. 9).

По инициативе заявителя кадастровым инженером ООО «Землеустроитель-Топограф» выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевого плана фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 610 кв.м, данные границы согласованы смежными землепользователями (л.д. 11-24).

16.08.2011г. представитель заявителя по доверенности В.О.В. обратилась с заявлением в Пушкинский отдел ФБУ «Кадастровая палата» об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, представив документы: заявление, доверенность, межевой план.

12 сентября 2011 года ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Отдел кадастрового учета № 2 принято решение № МО-11/РКФ/1-294501 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка по трем основаниям.

1. Со ссылкой на п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ: не соответствие представленного межевого плана требованиям Закона – определенная площадь земельного участка больше площади на величину более чем в 10 % площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства устанавливается законами субъектов РФ.

Согласно ст. 2 Решения Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 18 февраля 2009 г. N130/24 "О нормах предоставления гражданам земельных участков на территории Пушкинского муниципального района" минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность:

2.1.1. Для ведения личного подсобного хозяйства - 0,03 га.

2.1.2. Для индивидуального жилищного строительства:

в городах и поселках городского типа - 0,04 га;

в сельских населенных пунктах - 0,05 га.

2.2. Максимальные размеры;

2.2.1. Для ведения личного подсобного хозяйства - 0,3 га.

2.2.2. Для индивидуального жилищного строительства:

в городах и поселках городского типа - 0,25 га;

в сельских населенных пунктах - 0,30 га.

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие размеры на территории Московской области для ведения личного подсобного хозяйства установлены Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 18 февраля 2009 г. N130/24 "О нормах предоставления гражданам земельных участков на территории Пушкинского муниципального района".

Уточняемая площадь земельного участка заявителей согласно выполненных замеров ООО «Землеустроитель-Топограф» составила 610 кв.м., что на 110 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования для индивидуального жилищного строительства в сельских населенных пунктах - 0,05 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.

Обоснование ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В силу п.. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

До настоящего времени не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.

Учитывая изложенное, отказ ФБУ «Кадастровая палата» по МО в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости по данному основанию суд находит незаконным.

2. Вторым основанием для отказа явилось следующее. В нарушение ч. 3 ст. 20 Закона с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, поскольку не представлена доверенность, которая дает право обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

Данный довод основан на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 185 ГК РФ Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.

Заявление от 06.07.2011, поступившее 16.08.2011 (л.д. 11), подписано В.О.В. К межевому плану приложена нотариально заверенная копия доверенности от 31.03.2009 № 745 (л.д. 12,25). Данной доверенностью Посиренин В.Ф. наделил В.О.В. правом быть его представители во всех учреждениях и организациях по вопросу регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, в том числе, с правом представления интересов во всех учреждениях, с правом сформировать дело, совершать все действия, связанные с выполнением поручений.

Буквальное толкование доверенности не вызывает каких-либо сомнений в наличии у В.О.В. полномочий на обращение в ФБУ «Кадастровая палата» по МО с данным заявлением, в связи с чем отказ по данному основанию является также незаконным.

3. В решении об отказе также указано, что в нарушение требований ч. 3 ст. 20 Закона с заявлением об учете изменений объекта недвижимости обратилось ненадлежащее лицо. Сведения о зарегистрированных правах в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что сведениях о права отсутствуют. Сведения внесены на основании постановления главы администрации Царевского с/о Пушкинского района Московской области № 274 от 04.08.1999.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Поскольку участок предоставлен в 1999 году, подтверждением права собственности должно быть свидетельство о государственной регистрации права.

Свидетельство от 15.11.2011 (л.д. 37) получено заявителем уже после обжалуемого отказа

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 24 Закона осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области не вправе было принимать решение об отказе по данному основанию. При отсутствии правоустанавливающего документа (в рассматриваемом случае свидетельства о государственной регистрации права) имеются лишь основания для приостановления осуществления кадастрового учета.

Учитывая вышеизложенное, заявление подлежит удовлетворению. Суд полагает необходимым отменить решение и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области повторно рассмотреть заявление Посиренина В.Ф.

Поскольку установлено наличие оснований для приостановления суд не вправе обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области принять решение о государственном кадастровом учете.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета повторно рассмотреть заявление представителя заявителя о государственном учете изменений объекта недвижимости № 50-0-1-33/3001/2011-5226 от 16.08.2011 года.

Кроме того, при повторном рассмотрении заявления необходимо дать оценку на предмет того, может ли земельный участок, заявление о кадастровом учете изменений которого подано, быть предметом кадастрового учета (ч. 5 ст. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона) и соблюдение требований ст. 11.1 и 11.9 Земельного кодекса РФ. Из представленных документов усматривается, что земельный участок, в отношении которого подано заявление об уточнении границ, образован из общего земельного участка площадью 2217 кв.м. при доме по адресу: <адрес>, который также находится в общей долевой собственности. При этом из представленного плана (л.д. 10) усматривается, что земельный участок площадью 610 кв.м. состоит из трех частей, при этом на плане также обозначен участок площадью 196 кв.м. как участок общего пользования.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Писиренина В.Ф. об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений удовлетворить.

Признать незаконным принятое ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Отдел кадастрового учета № 2 решение № МО-11/РКФ/1-294501 от 12.09.2011 г. об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером .

Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области повторно рассмотреть заявление представителя Писиренина В.Ф. по доверенности В.О.В. о государственном учете изменений объекта недвижимости (вх. № 50-0-1-33/3001/2011-5226 от 16.08.2011 года).

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 21.12.2011 г.

Судья: подпись

Копия верна: судья секретарь