дело № 2-4925/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2011 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Петровой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гороховой Л.М. об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель Горохова Л.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка. В обоснование заявления указала, что ей отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2110 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает площадь земельного участка, указанного в решении суда. Горохова Л.М полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает ее право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.
В судебном заседании представитель Гороховой Л.М. по доверенности (доверенность в деле) Филиппов А.Н. заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по доверенности (доверенность в деле) Дмитриева А.С. в судебном заседании возражала против требований заявителя, поддержала решение об отказе в постановке на кадастровый учет.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между лицами участвующими в деле, регулируются нормами Земельного кодекса РФ и главой 25 ГПК РФ.
Гороховой Л.М. на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Решением Пушкинского городского суда от 16.05.2011г. (л.д. 5) за Гороховой Л.М. признано право собственности на земельный участок площадью 2057 кв.м без установления границ земельного участка.
Согласно геодезическим измерениям <данные изъяты>, произведенных при межевании земельного участка заявителя в 2011 году, фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 2110 кв.м, данные границы согласованы смежными землепользователями, а также администрацией сельского поселения Тарасовское и администрацией Пушкинского муниципального района, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ Горохова Л.М. обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Кадастровая палата» принято решение об отказе осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона, а именно, что межевой план содержит противоречивые сведения с документами, на основании которых он был подготовлен: площадь земельного участка по решению суда 2057 кв.м, а в межевом плане 2110 кв.м.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы».
Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решениям, действиям (бездействиям) относятся, в том числе и те, в результате которых «нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод».
Это право предоставлено и ч. 13 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ), согласно которому решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Как установлено судом, спорный земельный участок находится у заявительницы на праве собственности (л.д.5).
Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона № 221-ФЗ является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
По указанному основанию заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст. 22 Закона № 221-ФЗ 1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:
2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства);
4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);
9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);
10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).
Гороховой Л.М. были представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости (л.д. 23-46).
Отказ ФБУ «Кадастровая палата» в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона суд находит незаконным.
Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства устанавливается законами субъектов РФ.
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района № 130/24 от 18.02.2009г. во исполнение ст. 33 ЗК РФ установлены нормы предоставления гражданам земельных участков, на территории Пушкинского муниципального района. Однако, минимальный размер для дачного строительства не установлен, в связи с чем судом применяются положения Закона Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ, в соответствии с которым минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам для дачного строительства составляет 0,06 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания», разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Уточняемая площадь земельного участка Гороховой Л.М. согласно выполненных замеров <данные изъяты> составила 2110 кв.м., что на 53 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования для целей дачного строительства в 0,06 га. В данном случае площадь земельного участка находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
В соответствии со ст. 38 Закона 1. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
2. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
3. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
3.1 В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
4. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
5. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
6. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
7. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
8. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
10. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
11. Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
12. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Обоснование отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области решения об отказе в учете объекта недвижимости основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд приходит к выводу, что представленный Гороховой Л.М. межевой план не содержит противоречивых сведений с решением Пушкинского городского суда.
Из решения Пушкинского городского суда от 16.05.2011г. следует, что спорный земельный участок на кадастровом учете не стоял, границы земельного участка не установлены.
При этом, указанным решением суда границы спорного земельного участка также установлены не были.
Указание в решении ФГУ «Кадастровая палата» на наличие противоречий сведений в межевом плане и решении суда, не основан на Законе и представленных для осуществления кадастрового учета документах.
Границы спорного земельного участка не были установлены в соответствии с действующим земельного законодательством, что отражено в решении суда, также не установлены они и решением суда, в связи с чем, площадь земельного участка, на который за Гороховой Л.М признано право собственности, подлежала уточнению.
Учитывая изложенное, отказ ФБУ «Кадастровая палата» в осуществлении кадастрового объекта недвижимости суд находит незаконным. Принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости.
Заявителем не пропущен установленный законом срок обращения в суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади объекта недвижимости с кадастровым номером № на основании поданного Гороховой Л.М. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 254 – 256 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Гороховой Л.М. об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным принятое отделом кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области решение № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании поданного Гороховой Л.М. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ею представленных документов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 19 декабря 2011года.
Судья: