дело № 2-5276/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2011 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Петровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иманова Б.С. об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений,
У С Т А Н О В И Л :
Иманов Б.С. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, обязании осуществить учет. В обоснование заявления заявитель указал, что ему отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 403 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает более чем на десять процентов от площади земельного участка по правоустанавливающим документам. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает его право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.
В судебном заседании Иманов Б.С. заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 29), возражений не представил.
Суд, выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.
Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 16 ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно ст. 20 ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено следующее.
Иманов Б.С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 350 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по указанному выше адресу, для целей индивидуальное жилищное строительство (л.д. 5, 15). Право собственности заявителя зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством (л.д. 4).
По инициативе заявителя кадастровым инженером <данные изъяты> выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевого плана фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 403 кв.м, данные границы согласованы смежными землепользователями, а также администрацией Пушкинского муниципального района, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с заявлением в Пушкинский отдел ФБУ «Кадастровая палата» об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, представив предусмотренные ст. 22 ФЗ необходимые документы: заявление, межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Кадастровая палата» принято решение № об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, со ссылкой на п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ: не соответствие представленного межевого плана требованиям Закона – уточняемая площадь земельного участка больше на величину более чем в 10% площади, сведения о которой относительно уточняемого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (л.д. 6).
Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства устанавливается законами субъектов РФ.
Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района № 130/24 от 18.02.2009г. во исполнение ст. 33 ЗК РФ установлены нормы предоставления гражданам земельных участков, на территории Пушкинского муниципального района: минимальный размер для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа – 0,04 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие размеры на территории Пушкинского района для земель индивидуального жилищного строительства установлены решением Совета депутатов от 18.02.2009г.
Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания», где разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.
Уточняемая площадь земельного участка Имановым Б.С. согласно выполненных замеров <данные изъяты> составила 403 кв.м, что на 53 кв.м больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования в целях индивидуального жилищного строительства в 0,04 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
Отказ отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в учете изменений объекта недвижимости основан на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени на территории Пушкинского района не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, отказ ФБУ «Кадастровая палата» в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости суд находит незаконным. Принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Заявителем не пропущен установленный законом срок обращения в суд с настоящим заявлением.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади объекта недвижимости с кадастровым номером № на основании поданного Имановым Б.С. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных им документов.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Иманова Б.С. об оспаривании решения отдела кадастрового учета № ФБУ «Кадастровая палата» об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений удовлетворить.
Признать незаконным принятое отделом кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать отдел кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании поданного Имановым Б.С. заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных им документов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме – 23 декабря 2011 года.
Судья: