№2-1949/2012 -решение



дело № 2-1949/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2012 года г. Пушкино МО

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Чернозубова О.В.,

при секретаре Лазаренко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Катриченко О.А. к ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений,

установил:

Катриченко О.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений.

В обосновании искового заявления Катриченко О.А. указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:13:080205:313, расположенного по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок предоставлен ему в собственность на основании Постановления Главы администрации пос. Клязьма Пушкинского района Московской области № 603 от 05.08.1994 года, в котором указано, что площадь земельного участка составляет 803 кв.м.. В 2011 году он решил надлежащим образом оформить земельный участок, а именно установить местоположение его границ, уточнить площадь, зарегистрировать право. Он обратился к кадастровым инженерам ООО «Землеустроитель-Топограф» и заказал выполнение кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. После измерения земельного участка его площадь составила 985 кв.м., что на 182 кв.м. больше, чем указано в правоустанавливающих документах на землю. Спора по границам и фактической площади земельного участка при межевании не возникло, соседи и администрация согласовали ему границы и уточненную площадь его участка. В июне 2011 года он обратился в ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области для учета изменений земельного участка, предоставив все необходимые документы. Однако 12.07.2011 года решением № МО-11/РК/1-208048, он получил отказ в учете изменений объекта недвижимости. В обосновании своего отказа ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области ссылается на п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости», указав, что уточняемая площадь земельного участка, больше площади, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительного этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. С данным решением он не согласен и просит суд признать необоснованным отказ в учете изменений объекта недвижимости ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области отдел № 2 от 12.07.2011 года № МО-11/РК/1-208048 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:080205:313, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Пушкинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади вышеуказанного земельного участка (л.д. 3-4).

В судебном заседании представитель истца Тулякова О.К. (л.д. 21) исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д. 29), возражений по заявленным требованиям не представил.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, полагает, исковые требования Катриченко О.А. подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.

Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ (далее Закон № 221-ФЗ) решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствие со ст. 16 указанного Закона постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

В силу ст. 20 Закона № 221-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).

    Судом установлено, что Катриченко О.А. является собственником земельного участка площадью 803 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю (л.д. 25), указанное свидетельство было выдано истцу на основании Постановления Главы администрации пос. Клязьма Пушкинского района Московской области № 603 от 05.08.1994 года (л.д. 26). Как следует из свидетельства на право собственности на землю, спорный земельный участок предоставлен истцу из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.

    В материалы дела предоставлен кадастровый паспорт, из которого усматривается, что вышеуказанному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:13:080205:313, а также, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 24).

    По инициативе Катриченко О.А. кадастровым инженером ООО «Землеустроитель-Топограф» выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевого плана фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 985 кв.м, данные границы согласованы смежными землепользователями, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии спора по границам земельного участка заявителя ( л.д.6-19).

    15 июня 2011 года Катриченко О.А. обратился с заявлением в ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, представив предусмотренные ст. 22 Закона № 221-ФЗ необходимые документы: заявление, межевой план.

12 июля 2011 года принято решение № МО-11/РКФ/1-208048 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, со ссылкой на п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона № 221-ФЗ: не соответствие представленного межевого плана требованиям Закона – определенная площадь земельного участка больше площади на величину более чем в 10% площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (л.д. 22).

Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для дачного строительства устанавливается законами субъектов РФ.

    Решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района № 130/24 от 18.02.2009г. во исполнение ст. 33 ЗК РФ установлены нормы предоставления гражданам земельных участков, на территории Пушкинского муниципального района: минимальный размер для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа составляет 0,04 га.

    Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие размеры на территории Пушкинского района для земель личного подсобного хозяйства установлены решением Совета депутатов от 18.02.2009г.

Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 2 ноября 2006 г. N ВК/1699 «Об уточнении площади и границ земельного участка и выдаче кадастрового плана земельного участка для целей межевания», разъяснено, что в случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании (описании земельного участка), представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации), то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Уточняемая площадь земельного участка Катриченко О.А. согласно выполненных замеров ООО «Землеустроитель-Топограф» составила 985 кв.м., что на 182 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа – 400 кв.м.. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.

Обоснование ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области отдел кадастрового учета №2 ( в настоящее время Пушкинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра») решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В силу п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

До настоящего времени на территории Пушкинского района не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем, предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.

Учитывая изложенное, отказ ФБУ «Кадастровая палата» в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости суд находит незаконным. Принятое решение от 12.07.2011 года не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости. При этом, истцом не пропущен срок на обжалование указанного решения, поскольку он получил его позже даты вынесения, в пределах срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ. Кроме этого заявление подано в порядке искового производства, к которому применяются номы ст. 196 ГК РФ.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади объекта недвижимости с кадастровым номером 50:13:080205:313 на основании поданного Катриченко О.А. заявления от 15.06.2011 года и представленных им документов.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    Исковое заявление Катриченко О.А. к ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области, Пушкинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» об оспаривании решения отдела кадастрового учета № 2 ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области об отказе в учете изменений, обязании произвести учет изменений удовлетворить.

Признать незаконным принятое ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области отдел кадастрового учета №2 решение № МО-11/РКФ/1-208048 от 12.07.2011 года об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:080205:313.

Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Пушкинский отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:080205:313, расположенного по адресу: <адрес> на основании поданного Катриченко О.А. заявления от 15.06.2011 года и представленных документов.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 23 мая 2012 года.

Судья: .....

.....

.....

.....