2-2291/2012 решение



Дело № 2-2291/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«08» июня 2012 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Щелканова М.В.,

при секретаре Кутузовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илюхиной Р.А. к Территориальному управлению Росимущества о признании недействительной государственную регистрацию права собственности,

Установил:

    Илюхина Р.А. обратилась в суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 323 кв.м. с кадастровым номером МО-13-15-09-01-00-12-00/01 по адресу: <адрес>. В обоснование иска указано. Истец является арендатором указанного земельного участка, который прилегает к земельному участку площадью 12000 кв.м., принадлежащего истцу на праве собственности. Решением земельной комиссии от 25.11.2011 прекращено право аренды Илюхиной Р.А. по договору аренды от 02.12.1999 и согласовано предоставление ей сроком на 5 лет земельного участка площадью 323 кв.м. в аренду. При этом согласно полученной выписки из ЕГРП собственником земельного участка является Российская Федерация, что делает невозможным предоставление ей земельного участка администрацией района. В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования. Просит суд признать недействительной государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 323 кв.м.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Возовикова М.А. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Представитель третьего лица администрации Пушкинского муниципального района Огородний В.С. не возражал против удовлетворения иска.

Судом установлено.

Истец является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Также на основании договора аренды от 02.12.1999 истец являлась арендатором земельного участка площадью 323 кв.м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно выписке из ЕГРП правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.

ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение между истцом и третьим лицом, согласно которому договор аренды земельного участка от 02.12.1999 № 1531 расторгнут.

    В соответствии с выпиской из протокола заседания земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района № 24 от 25.11.2011 г. Илюхиной Р.А. согласовано предоставление в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 323 кв.м.

Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.

Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В соответствии со ст. 16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП одновременно с регистрацией договора аренды с Илюхиной Р.А.

Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано без каких-либо правоустанавливающих документов.

Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Согласно ст. 3.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Таким образом, право собственности Российской Федерации не могло возникнуть на спорный участок.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

2. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации препятствует оформить правоустанавливающие документы истца на указанный земельный участок.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным признать недействительной государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Иск Илюхиной Р.А. к Территориальному управлению Росимущества о признании недействительной государственную регистрацию права собственности удовлетворить.

    Признать недействительной государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 323 кв.м. с кадастровым номером МО-13-15-09-01-00-12-00/01, расположенный по адресу: <адрес>

Решение является основанием для аннулирования и исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 323 кв.м. с кадастровым номером МО-13-15-09-01-00-12-00/01, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 09.06.2012.

Судья: подпись

Копия верна: судья             секретарь