по заявлению Батмаева



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2010 года Пущинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Постыко Л.С.,

при секретаре Орловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Батмаева ... к управлению ФС госрегистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным бездействия и обязании осуществить кадастровый учёт,

у с т а н о в и л :

Заявитель обратился в суд с требование признать незаконным бездействие заинтересованного лица по постановке земельного участка на кадастровый учёт; решение заинтересованного лица от 09.07.09 по приостановлению государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и решение от 03.11.09 по отказу в постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка признать также незаконными и обязать заинтересованное лицо осуществить кадастровый учёт земельного участка. Свои требования заявитель обосновывает тем, что он для кадастрового учёта земельного участка, расположенного под многоквартирными домами, предоставил все необходимые документы, но неоднократно получал отказ и приостановление государственного кадастрового учета. Последний отказ от 03.11.09 не связан с приостановлением, не основан на законе.

В судебном заседании заявитель свои требования поддержал в полном объёме, пояснив, что он выполнил все требования заинтересованного лица по оформлению документов. Решение от 09.07.09 он получил 20.08.09, а решение от 03.11.09 он получил 4.12.09. Уважительных причин для восстановления срока на обжалование решения от 09.07.09 суду не представил.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании заявление не признали в полном объёме, пояснив, что все заявления Батмаева были рассмотрены в установленный законом срок. Срок на обжалование решения от 09.07.09 Батмаевым пропущен. Решение от 03.11.09 по отказу в постановке на кадастровый учёт является законным, поскольку заявителем, предоставлен для постановки на кадастровый учет не сформированный в установленном законе порядке земельный участок - отсутствует решение органов власти о формировании земельного участка под многоквартирными домами, интересы собственников которых представляет заявитель. Участок полностью находится на земельном участке, принадлежащем на праве постоянного бессрочного пользования за учреждением Российской академии наук Физическим институтом им. Лебедева РАН.

Заслушав заявителя, представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению в полном объёме.

Материалами дела установлено, что Батмаев Б.В., уполномоченный общим собранием собственников многоквартирных домов ... г.Пущино Московской области, обратился 5 августа 2008 года в Управление Роснедвижимости по Московской области для постановки земельного участка, расположенного под указанными многоквартирными домами, на кадастровый учет. К заявлению Батмаев Б.В. приобщил межевой план на 10 листах. В правоустанавливающих документах, приобщенных к межевому плану в приложении под № 2, представлены только договоры на передачу жилых помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах, в собственность граждан и свидетельства о государственной регистрации права на жилые помещения.

20.08.08 Управлением принимается решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Заявителем не обжалуется принятое решение.

1.12.2008 Батмаевым Б.В. подается в Управление новое заявление о постановке на кадастровый учет ранее заявленного земельного участка.

26.12.08 Управлением принимается решение об отказе в кадастровом учете на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Заявителем данный отказ не обжалуется.

10.06.2009 заявителем вновь подается в Управление аналогичное заявление о постановке земельного участка на учет.

9 июля 2009 года Управлением выносится решение о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца со дня принятия настоящего решения. При проверке документов было выявлено, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером .... Копия решения была получена Батмаевым Б.В. 20.08.09 (уведомление).

7 октября 2009 года Батмаев Б.В. вновь подает заявление о постановке на учет вышеуказанного земельного участка, указывая в дополнительном заявлении, что какие-либо споры о границах земельного участка отсутствуют, никакого согласования на образование земельного участка из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не требуется.

3 ноября 2009 года Управление выносит решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Копия решения была получена Батмаевым Б.В. 4 декабря 2009 года (копии конверта и учетного дела).

Земельный участок, представляемый Батмаевым Б.В. на кадастровый учет размером 21474 + 16 кв.м., расположен под многоквартирными домами ... г. Пущино, полностью находится на земельном участке с кадастровым номером ..., находящийся у учреждения Российской академии наук Физическом институте им. Лебедева РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования (приложение №1 к описанию земельного участка, копия свидетельства о государственной регистрации права).

Документов, подтверждающих формирование земельного участка под многоквартирными домами, органами государственной власти заявителем не представлено ни заинтересованному лицу, ни в суд.

В ходе рассмотрения дела была завершена реорганизация заинтересованного лица в форме присоединения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.02.2010 №П/41).

В соответствии со ст.ст. 16,17, 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости). Постановка на учет объекта недвижимости производится на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете. В орган кадастрового учета при постановке на учет земельного участка должен быть представлен в обязательном порядке межевой план земельного участка по установленной форме.

В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходит из того, что судом не установлено бездействие Управления при рассмотрение заявлений Батмаева Б.В., решения по которым принимались в установленный законом срок. Обжалование решения от 09.07.09 о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости не подлежит удовлетворению, поскольку Батмаевым Б.В. пропущен трехмесячный срок обжалования, предусмотренный законом. В судебном заседании с достоверностью установлено, что копию указанного решения заявитель получил 20.08.09 (уведомление в деле), а в суд обратился 27 февраля 2010 года (конверт). Доказательств уважительности пропуска срока обжалования заявителем в суд не представлено. Отказывая Батмаеву Б.В. в удовлетворении его требования о признании незаконным решения от 03.11.09 об отказе ему в постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка и обязании заинтересованного лица осуществить кадастровый учёт земельного участка, суд исходит из того, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. Батмаев Б.В. обратился в орган, осуществляющий постановку на кадастровый учет, для постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирными домами не сформированным в установленном законом порядке (ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»). Отсутствие документа по формированию земельного участка и является тем основанием, по которому невозможно заинтересованному лицу поставить земельный участок на кадастровый учет. Поэтому в Описании земельного участка (заменявшем на момент спорных правоотношений межевой план), представленного Батмаевым Б.В. в орган кадастрового учета, не заполнена графа «5» в форме Ф.1.1, что не позволяет органу кадастрового учета определить источник образования земельного участка. В соответствии с п. 42 Требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на кадастровый учет, утвержденных приказом Росземкадастра от 02.10.2002 №П/327 при внесении записей в форму "Общие сведения" (Ф.1.1): в строке 5 "Предыдущие номера" указываются номера земельных участков, являющихся источником образования нового земельного участка. Если указанный в строке "5" земельный участок вошел в новый участок частично, после его номера дополнительно в скобках записывается приведенное на Чертеже обозначение той его части, которая включается во вновь образованный участок. При заполнении подраздела на земельный участок, сведения о котором подлежат уточнению по результатам межевания, в строке "5" в скобках указывается его кадастровый номер. Таким образом, представленные Батмаевым Б.В. документы для постановки земельного участка на кадастровый учет, по содержанию не соответствуют требованиям закона.

Формированием земельного участка под многоквартирным домом в соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» занимаются органы государственной власти либо органы местного самоуправления (в зависимости от того, кому принадлежит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента общего имущества находится в сфере жилищного законодательства. И означает, что впредь обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе и не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведение его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации №10 и Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №22 в совместном постановлении от 29 апреля 2010 год «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом (п. 68 Постановления).

При таких обстоятельствах проведение кадастрового учета без первоначально проведенного органами публичной власти на основании заявления собственника жилого помещения многоквартирного дома (либо уполномоченного представителя от собственников жилых помещений многоквартирных домов) формирования земельного участка под многоквартирным домом (либо многоквартирными домами) не возможен. Отказ в проведении формирования земельного участка под многоквартирным домом (или домами) или бездействие по формированию указанного земельного участка может быть оспорен в суде лицом, обратившимся с таким заявлением в органы власти. После проведенного органами власти формирования земельного участка под многоквартирным домом на основании заявления собственника (либо представителя собственников) многоквартирного дома либо на основании решения суда, вынесенного по жалобе собственника (представителя собственников) возможно проведение постановки на кадастровый учет сформированного земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 16, 17, 22, 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и в соответствии со ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Батмаева ... к управлению Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным бездействия, решений о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отказа в постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка и обязании осуществить кадастровый учёт земельного участка отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Мособлсуд через Пущинский горсуд.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен 17 июня 2010 года.

Судья: