пособия Пяк



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Пуровский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Бородулиной С.Н.,

при секретаре Бычковой И.В.,

с участием истицы ФИО1, переводчика ФИО7, представителя ответчика ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной политики <адрес>, Управлению по делам малочисленных народов <адрес>, Администрации муниципального образования <адрес>, о признании права на получение установленных законом выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд исковым заявлением, в котором сообщила, что решением Пуровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации по месту жительства: <адрес>, ЯНАО, ей было отказано. Она не имеет родственников, имеющих жилые помещения, поэтому прописаться по месту жительства не может.

Сложившая ситуация является непреодолимым препятствием для решения жизненно важных для нее вопросов:

выплаты пособия на основании постановления Губернатора ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -А «О компенсационных выплатах лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и иным лицам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью на территории <адрес>»;

выплаты единовременного пособия при рождении ребенка в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

выплаты ежемесячной адресной социальной помощи для малоимущих граждан в соответствии с Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в <адрес>"; ежемесячное пособие на ребенка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

оформление страхового медицинского полиса в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

открытие счета в банке (сберкнижки).

В иске ФИО1 просит признать право на получение установленных законом и перечисленных ею выплат.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала свои исковые требования, пояснив, что когда она родила ребенка, у нее не было никаких документов. Сначала оформили документы на нее, на ребенка, оформили паспорт, но не было прописки. Проблемы были из-за отсутствия прописки, поэтому она просит признать за ней право на выплаты без регистрации. В Администрацию <адрес> она не обращалась, т.к. после смерти брата живет в Тарко-Сале, у двоюродной сестры, никаких денег не получает. Ее ребенок сейчас в доме инвалидов.

Представитель ответчика – Управления социальной политики <адрес> ФИО8 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, поддержав доводы письменных возражений на иск, в которых отражено, что согласно Положению о порядке предоставления компенсационных выплат (компенсаций) лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и работникам организаций, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью на территории <адрес>, утвержденного распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р, на назначение компенсации имеют право: 1. Лица, ведущие кочевой образ жизни, т.е. лица, для которых способ организации проживания характеризуется постоянными переездами вместе с жильем и имуществом по местам нахождения оленьих пастбищ. 2. Лица, ведущие полукочевой образ жизни, - лица, для которых способ организации
проживания связан с сезонными перекочевками из населенных пунктов на территории автономного округа в места нахождения оленьих пастбищ, рыболовных и охотничьих угодий. 3. Лица, из числа коренных малочисленных народов Севера и работники организаций, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью на территории <адрес>, независимо от форм собственности, постоянно проживающие в населенных пунктах на территории <адрес>.

В соответствии с п. 2.1. Положения, суммы средств на выплату компенсаций указанным категориям лиц определяются на основе данных об их списочной численности по организациям и предприятиям традиционной хозяйственной деятельности, муниципальным образованиям городских и сельских поселений <адрес>. Данные о списочной численности предоставляются руководителями организаций и предприятий традиционной хозяйственной деятельности (совхозы, рыбозаводы, общины, крестьянские фермерские хозяйства) или Главами муниципальных образований городских и сельских поселений <адрес> в Управление по делам малочисленных народов Севера <адрес>.

Управление по делам малочисленных народов Севера <адрес> предоставляет в Управление социальной политики <адрес> согласованные сводные данные о списочной численности лиц из числа коренных малочисленных народов Севера и работников предприятий, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью, на территории <адрес>.

На основании поступающих данных Управление социальной политики <адрес> перечисляет компенсационные выплаты на расчетные счета организаций традиционной хозяйственной деятельности, на банковские счета получателей (по желанию), в связи с отдаленностью населенных пунктов, отсутствием в них услуг сберегательных банков, сложной транспортной схемой, выплата компенсаций осуществляется наличными деньгами Администрациями муниципальных образований сельских поселений д. Харампур и <адрес>.

ФИО1, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главным специалистом Администрации МО <адрес>, постоянно проживает на территории МО <адрес> в тундре и ведет кочевой образ жизни. За установлением компенсации заявитель должен обратиться к Главе муниципального образования, в котором он проживает. Но по непонятным причинам Глава МО <адрес> не включает истицу в списочную численность лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.

Согласно пункту 80 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Согласно статье 3 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ АО «О ежемесячном пособии на ребенка», ежемесячное пособие на ребенка назначается, начиная с месяца рождения ребенка (с месяца установления инвалидности), если обращение за его назначением последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка (с месяца установления инвалидности).

Дата рождения ребенка ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, соответственно истец могла была обратиться в Управление социальной политики за назначением единовременного пособия при рождении ребенка и за ежемесячным пособием на ребенка до ДД.ММ.ГГГГ, она в данный период не обращалась. На сегодняшний день право на выплату пособий отсутствует.

Для оказания ежемесячной адресной социальной помощи для малоимущих
граждан в соответствии с приложением к Порядку оказания государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 599-А к заявлению гражданина, обратившегося за оказанием государственной социальной помощи предусмотрен следующий перечень документов: паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность; документ, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; справка с места жительства о составе семьи; справки о доходах всех членов семьи за последние 3 (три) месяца, предшествующие месяцу обращения; свидетельство о рождении, о заключении брака, об усыновлении.

В дополнение к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящего Перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за оказанием государственной социальной помощи в соответствии со статьями 7-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО, должны быть приложены следующие документы: копия трудовой книжки; справка ГУ - центр занятости муниципального образования о регистрации в качестве безработного; иные документы, подтверждающие независящие причины возникновения среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе.

До настоящего времени ФИО1 с имеющимися документами не обращалась в Управление социальной политики <адрес> за назначением вышеперечисленных пособий.

В выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ и в списке членов хозяйства ФИО1 числится как ФИО2, что не соответствует данным ее паспорта.

В возражениях ответчик указывает, что ФИО1 с необходимым пакетом документов необходимо обратиться в Управление социальной политики <адрес> о назначении ежемесячной адресной социальной помощи для малоимущих граждан.

Ответчики - Управление по делам малочисленных народов Севера <адрес> и Администрация МО <адрес>, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков.

В письменных возражениях на иск ответчик – Администрация МО <адрес>, привлеченный к участию в деле определением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, сообщил, что с 2007 года и по настоящее время заявление и документы от ФИО1 на выплату единовременного пособия на основании постановления Губернатора ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -А «О компенсационных выплатам лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и иным лицам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью на территории ЯНАО» в адрес Управления социальной политики <адрес> через Администрацию МО <адрес> не поступали. В связи с этим в списки на получение данной выплаты ФИО1 не включали. При подаче в Администрацию села документов: заявления об установлении компенсации; копии паспорта, копии свидетельства о рождении заявителя, копии трудовой книжки и копии сберегательной книжки, ФИО1 будет включена в список на получение пособия на основании постановления Губернатора ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ -А.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные ма­териалы дела и дополнительно представленные документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно справке Администрации <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована и постоянно проживает на территории МО <адрес>, тундра, <адрес> ЯНАО ведет кочевой образ жизни (л.д.5).

Выписка из похозяйственной книги, выданная главой села Халясавэй, содержит сведения о то, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 2006 года по настоящее время зарегистрирована и проживает на территории <адрес> (л.д.6).

В списке членов хозяйства ФИО3 так же указана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 7).

Решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в удовлетворении иска об обязывании регистрации по месту жительства в <адрес> было отказано (л.д. 8-13).

Ответчик – Управление социальной политики <адрес>, представил суду копию распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РК об определении малолетнего ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – сына истицы, в ГУЗ «Ямало-Ненецкий окружной специализированный Дом ребенка» <адрес> на полное государственное обеспечение.

В соответствии с пунктом 1.1. п.п. «а» Положения о порядке предоставления компенсационных выплат (компенсаций) лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и иным лицам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью на территории <адрес>», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -А (далее – Положение), к лицам, ведущим кочевой образ жизни, относятся лица, для которых способ организации проживания характеризуется постоянными переездами вместе с жильем и имуществом по местам нахождения оленьих пастбищ;

Представленные доказательства подтверждают, что истица родилась и выросла в тундре, неграмотная, и до 2010 года не имела паспорта. Документы ей были оформлены только после установления решением суда факта ее рождения. Истица относится к коренным малочисленным народам Севера, за­нимающимся традиционной хозяйственной деятельностью.

Данный факт подтвержден справкой Администрации МО села Халясавэй (л.д. 5).

Кроме того, тот факт, что истица относится к коренным малочисленным народам Севера и ведет кочевой образ жизни, установлен решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 61 ч. 2 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Таким образом, исковые требования ФИО1 в части признании ее права на получение названных компенсационных выплат суд признает обоснованными.

При этом отсутствие регистрации по месту жительства для признания права на получение таких выплат не является основанием для отказа в их назначении и выплате.

Так, согласно ст. 55 ч. 3 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, реализация гражданином своих прав не должна ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у нее регистрации по месту жительства.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 в этой части подлежат удовлетворению.

Между тем, оснований для вынесения судом решения о возложении на ответчиков – Управление социальной политики <адрес> и Администрацию МО <адрес> обязанности назначить истице ФИО1 названные компенсационный выплаты или взыскать с ответчиков сумму данной компенсации не имеется.

Так, названным нормативным актом предусмотрен определенный порядок назначения и выплаты этих компенсаций.

В соответствии с п. 2.1. Положения, 2.1. суммы средств на выплату компенсаций категориям лиц, указанным в разделе I настоящего Положения, определяются на основе данных об их списочной численности по муниципальным образованиям в автономном округе.

Данные о списочной численности руководителями организаций и предприятий традиционной хозяйственной деятельности (совхозы, рыбозаводы, общины, крестьянские фермерские хозяйства и др.) или главами муниципальных образований предоставляются не позднее 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным, согласно приложению N 1 к настоящему Положению в органы социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе и в департамент по делам коренных малочисленных народов <адрес>. По лицам, обратившимся впервые, данные представляются с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения. На основании сводных данных, согласованных с комитетами (отделами) по работе с коренными малочисленными народами Севера, органы социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе производят начисления компенсационных выплат (компенсаций).

Согласно п. 2.2, Положения, заявитель, обратившийся за установлением компенсации, представляет следующие документы: а) заявление об установлении компенсации; б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, заверенную в установленном порядке; в) копию трудовой книжки (для лиц, занятых в организациях традиционной хозяйственной деятельности), заверенную в установленном порядке; г) справку из Государственного учреждения "Центр занятости населения" о том, что заявитель не стоит на учете и не получает пособие по безработице (для нетрудоустроенных лиц).

В соответствии с п. 2.3 Положения, за установлением компенсации заявитель обращается по месту своей работы; нетрудоустроенные из лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, - в органы местного самоуправления по месту регистрации.

Пунктом 2.4 Положения установлено, что компенсации назначаются со дня подачи заявителем заявления о назначении компенсации при условии последующего предоставления в течение одного месяца документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения.

Так как истица не обращалась с заявлением о назначении предусмотренной Положением компенсации в Администрацию МО <адрес>, что подтверждено в возражениях на иск, основания для включения ее в списки и выплаты ей компенсации у Управления социальной политики <адрес> отсутствовали. Не было оснований и у ответчика – Администрации <адрес>, для включения ФИО1 в списки.

Между тем, такое право у истицы не утрачено. Более того, список документов, которые ей следует представить вместе с заявлением о назначении компенсаций, не содержит требования о наличии регистрации по месту жительства.

Суд считает необходимым разъяснить истице возможность реализации права на получение названных компенсаций.

Согласно ст. 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О государственной социальной помощи в <адрес>», правом на получение ежемесячной адресной социальной помощи обладают малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе.

Так как истица не имеет никакого дохода, что подтверждено, в том числе, ее объяснениями, решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, она безусловно имеет право на установленную законом ЯНАО ежемесячной адресной социальной помощи.

Таким образом, исковые требования ФИО1 о признании ее права на получение таких выплат также подлежат удовлетворению.

Между тем, у суда нет оснований для принятия решения о возложении на ответчиков обязанности назначить ФИО1 выплату названной ежемесячной социальной помощи, т.к. законодательством установлен определенный порядок ее назначения и выплаты.

Так, в соответствии с приложением к Порядку оказания государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 599-А, для назначения помощи гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением. К заявлению необходимо приложить документы: паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность; документ, в соответствии с которым имеется возможность установления места жительства гражданина на территории автономного округа, справка с места жительства о составе семьи; справки о доходах всех членов семьи за последние 3 (три) месяца, предшествующие месяцу обращения; свидетельство о рождении, о заключении брака, об усыновлении, иные документы. При этом в числе обязательных требований нет указания на необходимость наличия регистрации по месту жительства.

До настоящего времени ФИО1 не обращалась в Управление социальной политики <адрес> за назначением такой помощи, однако ее право на такое обращение не утрачено.

При таких обстоятельствах, иск в этой части следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Между тем, оснований для удовлетворения иных заявленных исковых требований суд не усматривает.

Так, истицей заявлено требование о признании ее права на единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно ст. 17.2 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Аналогичное правило закреплено и в ст. 3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗАО «О ежемесячном пособии на ребенка».

Так как ребенок истицы родился ДД.ММ.ГГГГ, она была вправе обратиться с заявлением о выплате ей единовременной пособии при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на ребенка до ДД.ММ.ГГГГ, однако с таким заявлением не обращалась.

Суд принимает во внимание доводы истицы о невозможности обращения с заявлением о назначении предусмотренных законом выплат в связи с отсутствием паспорта. Данное обстоятельство, безусловно, подлежит учету, однако закон не предусматривает возможности восстановления срока для обращения с заявлением о назначении выплат, даже если он пропущен по уважительным причинам.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ ребенок истицы был определен в Дом ребенка на полное государственное обеспечение, что влечет утрату права на получение ежемесячного пособия на ребенка.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска ФИО1 в этой части следует отказать.

Разрешая исковые требования истицы о признании ее права на оформление страхового медицинского полиса и открытие счета в банке, суд признает, что данные требования заявлены к ненадлежащим ответчикам. Так, ответчики – Управление социальной политики <адрес>, Управление по делам малочисленных народов <адрес> и Администрация МО <адрес> в соответствии со своими полномочиями не разрешают вопросов о выдаче страхового медицинского полиса или открытие счета в банках.

Доказательств, что право истицы на оформление медицинского полиса или открытие счета в банке кем-либо из ответчиков или иными лицами было нарушено, суду не представлено. Ее право на получение медицинского страхового полиса, при наличии оснований, указанных в законе, или открытие счета в банках никем не оспаривается.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска ФИО1 в этой части следует отказать.

При этом суд считает возможным разъяснить истице ее право на получение единовременной адресной социальной помощи в соответствии со ст. 7 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ гола -ЗАО, согласно которой правом на получение единовременной адресной социальной помощи обладают оказавшиеся в трудной жизненной ситуации малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе; лица без определенных занятий, освобожденные из мест лишения свободы и (или) без определенного места жительства. Размер единовременной адресной социальной помощи определяется органом, уполномоченным на организацию ее предоставления, исходя из степени тяжести жизненной ситуации, в которой оказалась малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин; лицо без определенных занятий, освобожденное из мест лишения свободы и (или) без определенного места жительства. Размер единовременной адресной социальной помощи не может превышать десятикратную величину прожиточного минимума, установленного на душу населения по автономному округу, действующего на день обращения заявителя.

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание ответчиков – Администрации по делам малочисленных народов <адрес>, Администрации МО <адрес>, Управления социальной политики <адрес> на необходимость оказания содействия истице, которая в силу своей неграмотности не может в полной мере реализовать свои права, предусмотренные законом, в том числе право на получении единовременной адресной социальной помощи, но фактически находится в трудной жизненной ситуации, т.к. не имеет жилья, дохода, семьи, неграмотна, и предпринять меры для оказания ей необходимой помощи.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной политики <адрес>, Управлению по делам малочисленных народов <адрес>, Администрации МО <адрес>, о признании права на получение установленных законом выплат, – удовлетворить частично.

Признать право ФИО1 на получение предусмотренных законом гарантий и компенсаций в виде компенсационных выплат (компенсаций), выплачиваемых на основании Положения о порядке предоставления компенсационных выплат (компенсаций) лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и иным лицам, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью на территории <адрес>», утвержденного Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -А, - при отсутствии регистрации по месту жительства или пребывания.

Признать право ФИО1 на получение ежемесячной адресной социальной помощи для малоимущих в соответствии с Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «О государственной социальной помощи в <адрес>», - при отсутствии регистрации по месту жительства или пребывания.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права на получение единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, права на открытие счета в банке, оформление страхового медицинского полиса, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в суд <адрес> в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий