Аренда земельного участка



Дело Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Пуровский районный суд <адрес> в составе председательствующего Никитина Ю.Ю. при секретаре Юлдашевой Г.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцева Е.Г. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес> об обжаловании отказа предоставления земельного участка и заключении договора аренды,

У С Т А Н О В И Л:

Зайцева Е.Г. обратилась в Пуровский районный суд с заявлением об оспаривании отказа Департамента имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес> ЯНАО, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что в соответствии со ст. 32 Земельного Кодекса РФ она обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию с просьбой предоставить земельный участок, площадью 602 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, район подсобного хозяйства, участок с кадастровым и заключить договор аренды сроком на 49 лет.

При принятии у нее заявления входящий номер ей сообщен не был, на руки подтверждение о принятии заявления не передавалось. ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ в предоставлении ей земельного участка за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с которым была передана копия экземпляра ее заявления с отметкой о входящем номере 01-30\1118 от ДД.ММ.ГГГГ. При этом Департамент в своем отказе, ссылаясь на п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ утверждает, что истицей пропущен трехлетний срок, предоставленный ей с момента вынесения решения о согласовании места размещения дачи (Решение от ДД.ММ.ГГГГ).

Истица указывает, что в течение времени с ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен на кадастровый учет в территориальном отделе ФГУ «земельная кадастровая палата» по ЯНАО и составлен межевой план. При составлении заявления с просьбой предоставить земельный участок присутствовал ее муж ФИО2.

Зайцева Е.Г. просит признать отказ в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать Департамент имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес> заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 602 квадратных метра, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, район подсобного хозяйства, участок с кадастровым номером .

В судебном заседании Зайцева Е.Г. поддержала свои требования и подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> не принимал участия в судебном заседании. О времени и месте его проведения извещен. В силу ст. 257 ГПК РФ неявка представителя ДИЗО в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению заявления.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Письмом начальника Департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Е.Г. было отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет и срок его действия к моменту поступления её заявления в Департамент истек (л.д.29).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявление Зайцева Е.Г. начальнику департамента имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО4 о предоставлении в соответствии со ст. 32 ЗК РФ земельного участка площадью 602 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, район подсобного хозяйства, участок под земли дачных и садоводческих объединений с кадастровым номером 8905/202/09-1634 и заключении договора аренды сроком на 49 лет, содержит дату подписи документа – ДД.ММ.ГГГГ и входящий штамп Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, датированный ДД.ММ.ГГГГ за номером 01-30/1118. (л.д. +++).

Заявителем в <адрес> была предоставлена необходимая для получения разрешения на предоставление в аренду земельного участка документация, а именно:

Постановление Главы <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, о предварительном согласовании места размещения дачи, в котором Зайцева Е.Г., зарегистрированной по адресу: <адрес> предварительно было согласовано место размещения дачи на земельном участке площадью 602 кв. м, расположенном по ал\дресу: <адрес>, район подсобного хозяйства, участок , и возложена обязанность обеспечить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в территориальном отделе ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ЯНАО. ( л.д. +++ )

Распоряжение начальника департамента имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО4 -ДР от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 603 кв.м., на кадастровом плане территории государственной собственности, в кадастровом квартале 89:05:020130 по адресу: ЯНАО, <адрес>, район подсобного хозяйства, предназначенного для ведения дачного хозяйства. ( л.д. +++)

Схема расположения земельного участка в районе подсобного хозяйства <адрес> ЯНАО на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением ДИиЗО <адрес> -ДР от ДД.ММ.ГГГГ, в виде графической выписки из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. +++ )

Межевой план участка в районе подсобного хозяйства <адрес> ЯНАО с регистрационным номером К 8908/102/09-0628 от ДД.ММ.ГГГГ, исполненный ООО «Топокад» по заказу Зайцева Е.Г.( л.д. +++ )

Кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером земельного участка 89:05:020130:164, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, район подсобного хозяйства, участок .

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

При рассмотрении дела суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ).

Так в соответствии с п. 1 названного Постановления Пленума ВС РФ к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Пункт 3 этого Постановления Пленума ВС РФ гласит, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления … принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющих обязательных характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Исследованные в судебном заседании документы свидетельствуют, что решение, принятое начальником департамента имущественных и земельных отношений <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка, относится к решениям, которые могут быть оспорены гражданином по правилам главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 22 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством. Статьи 606 и 607 ГК РФ содержит аналогичное положение.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, что определено ст. 28 ЗК РФ.

Статья 29 ЖК РФ определяет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.

Статья 34 ЗК РФ определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В ней указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании такого заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 ст. 34 ЗК РФ решения.

Так, основанием для отказа Зайцева Е.Г. в о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства и заключения договора аренды сроком на 49 лет послужило истечение 3-х летнего срока предварительного согласования места размещения дачи, регламентированного п.8 ст. 31 Земельного Кодекса РФ, которое является единственным основанием для предоставления. ( л.д. +++ )

По правилам ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

По правилам п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.

Суд определяет таким образом, что нормы ст.ст. 31, 32 ЗК РФ охватывают отношения заявителя и муниципалитета, связанные с предоставлением земельных участков под строительство.

Суд, исследовав представленные заявителем документы, приходит к выводу, что указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ начальника Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> ФИО4 основания для отказа Зайцева Е.Г. предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, отсутствуют.

Суду представлены доказательства обращения с заявлением Зайцева Е.Г. в орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного Кодекса РФ, с предоставлением ею кадастрового паспорта истребуемого ею в аренду земельного участка.

В пункте 20 Постановления Пленума ВС РФ закреплено правило, по которому по делам об оспаривании решении, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездейстиве).

Пунктом 25 Постановления Пленума ВС РФ определено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Заинтересованным лицом суду не предоставлены доказательства иного порядка обращения Зайцева Е.Г. и оснований применения при ответе на ее обращение положений ст. 31 Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах и учитывая, что содержание оспариваемого решения не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, а именно, перечисленным в этом Законе основаниям для заключения с Зайцева Е.Г. договора аренды земельного участка, заявление Зайцева Е.Г. о признании незаконным отказа начальника Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в предоставлении земельного участка и заключении договора аренды подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> в предоставлении Зайцева Е.Г. земельного участка площадью 602 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, район подсобного хозяйства, участок с кадастровым номером 8905/202/09-1634 незаконным.

Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> обязанность не позднее двух недель со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить Зайцева Е.Г. земельный участок площадью 602 квадратных метров, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, район подсобного хозяйства, участок с кадастровым номером 8905/202/09-1634 и заключить с ней договор аренды этого земельного участка.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Суд <адрес> через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Срок кассационного обжалования решения суда исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья: