Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 апреля 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Бреевой С.С., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-244/11 по иску Казымкин О.В. к Администрации муниципального образования с. Халясавэй, Администрации муниципального образования Пуровский район ЯНАО о восстановлении в списках очередности на получение жилой площади, У С Т А Н О В И Л: Казымкин О.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования с. Халясавэй в котором сообщил, что он является уроженцем Халясавинской тундры из числа коренных малочисленных народов Севера и вместе со своей семье он ведет кочевой образ жизни. ДД.ММ.ГГГГ мать истца - ФИО1 встала на учет в списки граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район. На тот момент ему было 10 лет, он входил в состав семьи своей матери, т.е. являлся членом ее семьи. На ДД.ММ.ГГГГ он состоял в составе семьи своей матери ФИО4, но к этому времени уже обзавелся своей семьей, у него жена и ребенок. До ДД.ММ.ГГГГ года истец со своей семьей проживал в одном чуме в Халясавинской тундре с матерью ФИО1, где они вели совместное хозяйство, имели общий доход за сданную рыбную продукцию и дикоросы. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 получила коттедж по адресу: <адрес> на состав семьи семь человек, т.е. на его младших сестер и братьев и переехала жить в <адрес>. При этом истец остался жить в Халясавинской тундре со своей молодой семьей. При обращении в Администрацию МО с. Халясавэй в ДД.ММ.ГГГГ году выяснилось, что он не состоит в списках граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мирным путем решить этот вопрос с Администрацией муниципального образования села Халясавэй, истец не смог. Истец не согласился с тем, что должен встать в конец очереди, если столько лет простоял в этой очереди в составе семьи своей матери. Кроме того, его жена по состоянию своего здоровья не может проживать в тундровых условиях. Истец просит суд восстановить его вместе со своей семьей в списках граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район по дате подачи заявления его матерью ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Казымкин О.В. поддержал свои исковые требования по изложенным в иске основаниям указав, что он просит обязать Администрацию МО с. Халясовэй восстановить его, его жену и ребенка в списках граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район по дате подачи заявления его матерью ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Администрации МО с. Халясавэй участие в судебном заседании не принимал, извещены, просили рассмотреть дело без их участия. Представитель Администрации МО Пуровский район ФИО5 в судебном заседании показала, что они считают исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению, но обязать восстановить истца в списках необходимо Администрацию МО с. Халясавэй, поскольку это относится к их полномочиям, кроме того, ими не представлено доказательств на каком основании ФИО1 был снят с учета. При этом требования ФИО1 о восстановлении в списках его супруги и ребенка не могут быть удовлетворены, так как они не состояли в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий из числа коренных малочисленных народов севера в составе семьи матери истца – ФИО1, следовательно, их права Администрацией МО с. Халясавэй нарушены не были. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации – ст. 69 Конституции РФ. В судебном заседании было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состояла в списках граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район с составом семьи 8 человек, включая истца, который приходится ей сыном (л.д. 16, 8), по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). В списках на ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 значится среди очередников на получение и улучшение жилищных условий в <адрес> с составом семьи восемь человек (л.д. 88-89, 86-87). Распоряжением Главы района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была предоставлена жилищная субсидия на состав семьи 7 человек (л.д. 18, 44, 23-41) на строительство в <адрес> трехкомнатной квартиры (л.д. 17). ФИО1 и члены её семьи жилья на праве собственности на момент предоставления жилищной субсидии не имели (л.д. 45-57). В ДД.ММ.ГГГГ года истец обращался в Администрацию с. Халясовэй с просьбой восстановить его в очередь на предоставление (улучшение) жилья (л.д. 10), на что он получил отказ (л.д. 11, 19). В письме (л.д. 12) начальник отдела по жилью Администрации Пуровского района разъясняет Главе Администрации МО с. Халясавэй, что жилищная субсидия на гражданина Казымкин О.В. не была предоставлена, поскольку при предоставлении жилья ФИО1 ею была предоставлена справка о зарегистрированных без указания в ней истца, который совместно с ней не проживал и зарегистрирован не был. Из представленного суду Соглашения о взаимодействии в реализации федеральных, областных, окружных и районных программ в сфере жилищных правоотношений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией МО Пуровский район и Администрацией МО с. Халясавэй (л.д. 68-70) следует, что формирование списков очередности граждан в рамках Жилищных программ относится к компетенции сельского поселения - п. 2.3 Соглашения (л.д. 68). Из представленного суду реестра учета граждан с. Халясавэй, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (относящихся к категории МНС) значится ФИО1 с составом семьи 8 человек (л.д. 83-85, 90-92). Законом ЯНАО от 30.05.2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется по месту жительства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления – статья 5 Закона. Согласно Постановлению Правительства ЯНАО от 27.01.2011 года № 44-П «О порядке утверждения списков отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» органы местного самоуправления городских округов и поселений в Ямало-Ненецком автономном округе ежегодно, по состоянию на 1 апреля текущего года, формируют на очередной год список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма… Порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрен ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 15 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». Так, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке – ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Согласно п. 3 ст. 10 ГК РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, суду не представлено доказательств принятия Администрацией Мо с. Халясавэй решения о снятия истца с учета граждан из числа коренных малочисленных народов Севера нуждающихся в улучшении жилых помещений, как не представлено и доказательств, что послужило указанному ответчику основанием для снятия истца с учета, в частности, Администрацией Мо с. Халясавэй не доказано, что истец просил снять его с учета, утратил основание, дающее ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, выехал на место жительства в другое муниципальное образование, получил в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, что ему был предоставлен в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома, либо было выявлено в представленных им документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, следовательно, требования ФИО1 о восстановлении его в прежней очереди списков по учету граждан из числа коренных малочисленных народов Севера нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район по дате подачи заявления его матерью ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. Поскольку истец зарегистрирован в <адрес>, в настоящее время спорные списки формируются в Администрации МО с. Халясавэй, суд находит правильным возложить обязанность по восстановлению истца в прежних списках по учету граждан числа коренных малочисленных народов севера нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район, на Администрацию МО с. Халясавэй. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Казымкин О.В. о восстановлении в списках по учету граждан из числа коренных малочисленных народов Севера нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район его супруги и ребенка, так как они не состояли в указанных списках в составе семьи матери истца – ФИО1, следовательно, их права Администрацией МО с. Халясавэй нарушены не были. Иных доказательств суду не представлено. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию муниципального образования с. Халясавэй восстановить Казымкин О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию Пуровский район по дате подаче заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Казымкин О.В. - отказать. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено с учетом выходных дней 19 апреля 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 20 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Председательствующий