о признании деятельности обособленного подразделения незаконной



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2011 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С.,

при секретаре Пешковой О.В., с участием помощника прокурора Головкина Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/11 по иску Прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РусЛото» о признании деятельности обособленного подразделения незаконной и её прекращении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском к ООО «РусЛото» в интересах неопределенного круга лиц, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ООО «РусЛото» осуществляет в месте нахождения обособленного подразделения по адресу <адрес> незаконную игорную и лотерейную деятельность, сопряженную с извлечением дохода, не будучи зарегистрированным в реестре лотерей в качестве организатора, не направляя уведомления о проведении лотерей в установленном порядке, не имея разрешение на осуществление организации азартной деятельности в игорной зоне, не осуществляя всех мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов, что дестабилизирует социальную обстановку в п.г.т. Уренгой, подрывает основы экономической деятельности и нарушает единство правового пространства РФ.

Под видом проведения всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Фермер», «Студенческий билет», «Щит отечества» без получения соответствующего разрешения ответчиком проводятся азартные игры с использованием электрических технических устройств, приносящие прибыль.

В отношении ответчика было вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и проведении административного расследования.

Таким образом, нарушение ответчиком установленного запрета на осуществление игорной деятельности вне игорной зоны, бездействие относительно принятия и утверждения программы внутреннего контроля, отсутствие организации внутреннего контроля на предмет выявления операций, свидетельствующих, по мнению прокурора, о легализации клиентами денежных средств, не выполнение императивных предписаний закона о назначении ответственного лица, обучению персонала по программам подготовки и правилам внутреннего контроля, пренебрежение требованиями об идентификации клиентов, принятию мер по выявлению подозрительных на легализацию денежных средств и операций, не сообщение потребителям достоверной информации о подлинном характере мероприятий, в которых они участвуют (фактически азартных играх) приводит к значительному ухудшению социальной обстановки на территории Пуровского района и распространению правового нигилизма. Прекращение указанной деятельности будет способствовать и реализации Конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а также принципу законности, предполагающему подчинения всех субъектов правового регулирования единым требованиям закона, а в случае их нарушения-неотвратимости наступления ответственности.

В иске прокурор просит признать деятельность обособленного подразделения ООО «РусЛото» по организации и проведению азартных игр под видом лотереи в помещении расположенном по адресу: <адрес> незаконной и нарушающей права неопределенного круга потребителей и обязать ООО «РусЛото» прекратить указанную деятельность в п.г.т. <адрес> путем ликвидации структурного подразделения в <адрес> в виде лотерейного клуба и освобождения помещения, расположенного по адресу: <адрес> от оборудования в виде 30 лотерейных терминалов.

В судебном заседании помощник прокурора Головкин Л.В. поддержал заявленные требования и подтвердил обстоятельства изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «РусЛото» участие в судебном заседании не принимал, причины неявки не известны. Принимая решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, суд учитывает положения ст. 118 ГПК РФ, согласно которым лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно информации Главы Администрации <адрес> на территории указанного поселка по адресу: <адрес> в конце ДД.ММ.ГГГГ года начал свою деятельность лотерейный клуб обособленного подразделения ООО «РусЛото» (л.д. 10), организация осуществляет проведение различных лотерей с использованием лотерейных терминалов в количестве 30 штук.

По заданию прокуратуры ЯНАО и согласно поступившей информации от Главы Администрации <адрес>, прокуратурой Пуровского района была проведена проверка помещения ООО «РусЛото» (л.д. 11) по результатам которой в отношении ответчика было возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 64, 12-63).

В представленных суду копиях из дела об административном правонарушении имеется договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-34) из которого видно, что он заключен между <данные изъяты> и ООО «РусЛото». Предметом договора является нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.6 Договора он действует с момента его подписания и действует в течение 11 месяцев.

Согласно решению учредителя (участника) ООО «РусЛото» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35) ответчик учрежден в <адрес> и поставлен на налоговый учет (л.д. 38,39).

Суду ни прокурором, ни ответчиком Устав и иные учредительные документы ООО «РусЛото» не представлены.

Из представленного суду разрешения <данные изъяты> видно, что им разрешается проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Фермер» (л.д. 36), «Студенческий билет (л.д. 65), «Щит отечества» (л.д. 66).

Из протокола осмотра места происшествия (л.д. 40-47) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в помещении лотерейного клуба ООО «РусЛото» был произведен осмотр места происшествия и в процессе осмотра игрового клуба ООО «РусЛото», расположенного по адресу: <адрес>, были изъяты 29 терминалов, 30 клавиатур, 1 системный блок, 1 картриддер. Изъятые предметы были переданы на ответственное хранение ФИО3 (л.д. 48).

Акт инвентаризации наличных денежных средств (л.д. 54) содержит сведения о размере денежных средств, поступивших на ответственность кассиру ФИО4. По факту недостачи денежных средств было возбуждено уголовное дело (л.д. 67, 68, 55-63).

Из протокола осмотра места происшествия, составленного в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, следует, что в помещении лотерейного клуба находится во включенном состоянии электронное оборудование, имеющее признаки игровых автоматов, в количестве 30 штук. Каждый терминал оборудован купюроприемниками и картридером. На момент проведения осмотра в зале находились, в том числе, посетители, осуществляющие игру на электронном оборудовании. Была наглядно показана пробная игра на электронном оборудовании.

В ходе административного расследования было установлено, что для осуществления игры посетителю необходимо в кассе клуба получить идентификационную карту, которая вставляется в картридер терминала (устройство считывающие данные с идентификационной карты), на которую с помощью встроенного в терминал купюроприемника посетитель сам вносит денежные средства. После чего посетителю в автоматическом режиме предлагается выбрать игру на 100, 500 или 1000 рублей. Затем посетитель самостоятельно осуществляет игру на электронном оборудовании с целью выигрыша денежных средств. После окончания игры посетитель может добавить денежные средства на идентификационную карту, либо снять оставшиеся на карте средства в кассе клуба. Таким образом, фактически посетители лотерейного клуба вносят денежные средства с помощью терминала в кассу ответчика, которым электронное оборудование используется для определения выигрыша, следовательно, заключается соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты уплаченной денежной суммы, что является признаками азартной игры (л.д. 41-42).

Порядок организации и проведения лотерей на территории Российской Федерации, осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей определены Федеральным законом «О лотереях» от 11.11.2003 года № 138-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона «О лотереях» от 11.11.2003 года № 138-ФЗ лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. В статье 3 Закона содержатся виды лотерей, проводимых на территории Российской Федерации, которые определяются в зависимости от способа их проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда, подразделяется на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея) – п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона «О лотереях».

По смыслу п. 2 ст. 7 Закона "О лотереях" стимулирующая лотерея всегда связана с реализацией товара (услуги). Организатор формирует призовой фонд такой лотерей не за счет выручки от продажи билетов, а за счет собственных средств. Для участников стимулирующая лотерея всегда бесплатна, но организатор такой лотереи имеет право требовать от участника совершения определенных действий (п. 1 ст. 16 Закона "О лотереях"). Чаще всего условия стимулирующей лотереи обязывают участника приобрести у организатора товар (услугу).

Согласно ч. 8 ст. 3 указанного Закона проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и (или) подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях, запрещено.

Пункт 5 ст. 12.1 Закона гласит, что не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.

Кроме того, на проведение лотереи выдается разрешение и порядок выдачи данного разрешения регулируется положениями ст. 6 указанного Закона.

Из представленных суду доказательств следует, что ООО «РусЛото» арендуя нежилое помещение по адресу <адрес> использовало игровое оборудование с целью проведения всероссийских негосударственных бестиражных лотерей «Фермер», «Студенческий билет», «Щит отечества». Доказательств получения ответчиком разрешения на проведение лотерей (игр), а также разрешения на использование электрических технических устройств, приносящих прибыль, суду не представлено.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» предусмотрено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр – игорных зон, выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же Законом, другими Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям - статья 3 Закона.

Игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, которые создаются на территориях субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области – часть 4 статьи 5 и ч. 2 ст. 9 Закона № 244-ФЗ.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения.

В соответствии с Федеральным Законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр – п.п. 5 п. 1 ст. 3 Закона.

Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Оценивая представленные доказательства и положения законодательства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что ООО «РусЛото» осуществляло по адресу: ЯНАО, <адрес> деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, проведение азартных игр под видом лотереи нарушает права и законные интересы граждан, посягает на нравственность и может создавать угрозу причинения неопределенному кругу лиц вреда.

Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с положениями ст. 1065 ГК РФ предусматривают такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, о наличии оснований для признания деятельности ООО «РусЛото» по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования по адресу: <адрес> незаконной, нарушающей права неопределенного круга потребителей и возложения на ответчика обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, обязав их освободить помещение от оборудования в виде 30 лотерейных терминалов.

Вместе с тем, суд не находит оснований для ликвидации структурного подразделения ООО «РусЛото» в п.г.т. Уренгой в виде лотерейного клуба, поскольку, согласно п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Из требований прокурора видно, что требования о ликвидации структурного подразделения им заявляются как последствия признания деятельности ООО «РусЛото» незаконной, в обоснование своих доводов прокурор ссылается на Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», который не предусматривает ликвидацию юридического лица (его структурного подразделения).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать деятельность ООО «РусЛото» по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования по адресу: <адрес> незаконной, нарушающей права неопределенного круга потребителей и обязать ООО «РусЛото» прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования.

Обязать ООО «РусЛото» освободить помещение по адресу: <адрес> от оборудования в виде 30 лотерейных терминалов.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурору Пуровского района ЯНАО – отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено с учетом выходных дней 25 апреля 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 26 апреля 2011 года.

Судья С.С. Бреева