Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 мая 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего Бреевой С.С., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-346/11 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в лице Пуровского межрайонного отделения ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению платы за потребленную электроэнергию, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО, действующее в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к ответчику ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», в котором сообщает, что ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» является организацией, которая оказывает населению Пуровского района услуги по электроснабжению. В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе поступают письменные и устные обращения граждан, проживающих в Пуровском районе о нарушении ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, в части начисления платы за потребленную электроэнергию. Согласно поступившим жалобам ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» перекладывает свои непосредственные обязанности – снятие показаний с электросчетчиков на квартиросъемщиков, ведет незаконное обогащение, распределяя неучтенные показания задолжников с общедомового счетчика на добросовестных плательщиков, которые рассчитываются по показаниям счетчиков, установленных в их квартирах, не делая после погашения долгов недобросовестными гражданами никакого перерасчета. Причем распределяемая на квартиры электроэнергия общедомовых нужд, т.е. с общедомового счетчика, распределяется не на квартиросъемщиков, у которых нет квартирных счетчиков и тех, кто не снял показания со счетчика, а на всех без исключения квартиросъемщиков. Причем, чем больше человек оплатил счет за электроэнергию по счетчику, тем больше ему начисляется и общедомовой электроэнергии. Таким образом, компания дважды берет оплату за одну и ту же электроэнергию, сначала со всех, раскидывая долги неплательщиков, потом с каждого проживающего. Согласно предоставленным платежным документам жителей, в квитанции производится начисление платы за электроэнергию отдельно по жилому помещению и электроэнергию общедомовых нужд, в квитанции имеется две строки, где указана плата по жилому помещению и общедомовым нуждам. В указанных адресах установлены общедомовые приборы учета потребляемой электроэнергии, и каждая квартира имеет индивидуальные приборы учета. По мнению истца ответчик производит неверные начисления жильцам района за электроэнергию, так, те жители, которые регулярно подают показатели своего индивидуального прибора учета за электроэнергию вынуждены оплачивать большую сумму за общедомовые нужды, чем те жители, которые не дают своих показателей, т.к. их расход электроэнергии начисляется по нормативу, который может быть значительно меньше, чем фактически потребленная электроэнергия. Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет за потребленную электроэнергию потребителям Пуровского района, обязать ответчика выполнить свои непосредственные обязанности – снятие показаний с электросчетчиков квартиросъемщиков, обязать ответчика производить начисление платы за потребленную электроэнергию за фактическое использование потребителем электроэнергии, обязать ответчика опубликовать сообщение о вынесенном судом решении в средствах массовой информации в десятидневный срок. В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО участия не принимал, о слушании дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили. Представитель ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» Швец В.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал отзыв на иск и пояснил, что ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» производит начисления жителям района за потребленную ими электроэнергию исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии и индивидуальных (поквартирных), пропорционально показаниям потребленной электроэнергии. При отсутствии сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, расчет потребленной электроэнергии рассчитывается на основании нормативов с последующим перерасчетом, в случае предоставления сведений. Поскольку на территории Пуровского района не со всеми гражданами заключены договора энергоснабжения, то применению подлежит типовая форма данного договора, которая предусматривает, что именно потребители обязуются 1 раз в месяц сообщать гарантирующему поставщику сведения о показаниях приборов учета. Гарантирующий поставщик (выступающий в данном случае ресурсоснабжающей организацией) вправе лишь при наличии согласия потребителя не чаще 1 раза в 6 месяцев осуществлять проверку условий эксплуатации и сохранности прибора учета и производить снятие контрольных показаний. ОАО «ТЭК», как гарантирующий поставщик электрической энергии на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, выступает по отношению к жителям Пуровского района в качестве ресурсоснабжающей организации, а не исполнителя коммунальных услуг, т.е. осуществляет только продажу (поставку) потребителям электрической энергии и не отвечает за эксплуатацию и содержание принадлежащих потребителям внутридомовых инженерных электрических сетей. Нарушения законодательства в том, что в платежном документе отражены как показания внутридомового счетчика так и внутриквартирных не имеется, кроме того, подобный формат предоставления информации о расходе электроэнергии является более «прозрачным» и позволяет потребителям наглядно и доступно контролировать производимые им начисления за потребленную электрическую энергию. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. ст. 40, 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными органами, который предусматривает, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. Из заявлений и жалоб, адресованных начальнику Управления Роспотребнадзора, следует, что жители Пуровского района не согласны с производимыми ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» начислениями за электроэнергию (л.д. 8-15, 54, 56-57), в подтверждение своих доводов жители прикладывают квитанции (л.д. 41-53, 55, 58). В соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий либо испытывающий товары (работы, услуги), исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Как следует из п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними – п. 3 ст. 539 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Из представленного суду Устава ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» следует, что Общество вправе осуществлять, в том числе, следующие виды деятельности: покупка электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности); реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам); предоставление коммунальных услуг населению; выполнение функций гарантирующего поставщика на основании решений уполномоченных органов (л.д. 123-142, 152). Согласно свидетельству (л.д. 155) ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» внесено в Реестр субъектов оптового рынка. Из представленного суду решения Арбитражного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» постановлением начальника ТУ Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе от ДД.ММ.ГГГГ № было привлечено к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности ответчика и вынесения постановления послужила коллективная жалоба жителей дома <адрес> в <адрес> на обсчет за потребленную энергию, который совершает ОАО «Тюменская энергосбытовая компания». Указанным решением Арбитражного суда постановление от ДД.ММ.ГГГГ было полностью отменено (л.д. 143-150). Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 23 мая 2006 года постановлением Правительства РФ № 307 были утверждены «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», которые предусматривают, в том числе, порядок расчета платы за потребленную гражданами электроэнергию. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных, в частности, электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил - ч.2 п.7 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утв. постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. В соответствии с п. 3 Постановления правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» «коллективным (общедомовым) прибором учета» является средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом. Пункты 16 и 17 указанных Правил предусматривают, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. При применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, с учетом пункта 42 настоящих Правил. Суду представлено постановление Администрации ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № которым утверждены нормативы потребления электроэнергии населением ЯНАО (л.д. 105-108). Согласно данному постановлению нормативы потребления коммунальных услуг уже включают в себя расход электроэнергии как на квартирное потребление, так и на общедомовые нужды. Решениями Региональной энергетической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории населения, на территории Тюменской области, ХМАО и ЯНАО (л.д. 113-118). В судебном заседании было установлено, что ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» осуществляет распределение объема электрической энергии, учтенной исходя из показаний указанных коллективных (общедомовых) приборов учета, между всеми собственниками (владельцами) жилых помещений в доме, пропорционально показаниям их индивидуальных приборов учета. При отсутствии информации о показаниях индивидуальных приборов учета (в том числе и если индивидуальный прибор учета электроэнергии отсутствует), ответчик производит начисление жильцам, которые не предоставили сведения, на основании нормативов потребления коммунальных услуг. Перерасчет стоимости потребленной электроэнергии производится в случае предоставления гражданами показаний индивидуальных приборов учета. Потребителям, рассчитывающимся по нормативам стоимости, затраченной на общедомовые нужды, ответчик распределяет расход электроэнергии на общедомовые нужды (за минусом расхода электроэнергии, который был учтен в нормативах) только между жильцами, передавшими показания своих приборов учета, пропорционально указанным показаниям. Анализируя изложенное, суд находит действия ответчика по начислению потребителям Пуровского района платежей за коммунальные услуги соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку ответчик обеспечивает оплату потребления электрической энергии на общедомовые нужды всеми жильцами многоквартирного дома на равных основаниях пропорционально объему израсходованной ими в расчетном периоде электрической энергии. Согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, сетевая организация, потребители, а также производители (поставщики) электрической энергии определяют порядок снятия показаний приборов учета и расчета на их основании объемов принятой (отпущенной) электрической энергии в договорах энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии - п. 139 Правил. В соответствии с п. 64 Правил розничных рынков, действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. При этом, как указано в данной норме, могут использоваться условия примерного договора энергоснабжения граждан-потребителей согласно приложению № 5 к Правилам розничного рынка. Поскольку суду не представлено доказательств, что с гражданами Пуровского района были заключены договоры энергоснабжения, суд считает правильным при определении взаимных обязательств сторон руководствоваться условиями типового договора энергоснабжения, утвержденного указанными выше Правилами. Так, согласно пункту 14 типовой формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей, именно потребители обязуются 1 раз в месяц сообщать гарантирующему поставщику сведения о показаниях приборов учета. Гарантирующий поставщик (выступающий в данном случае ресурсоснабжающей организацией) вправе лишь при наличии согласия потребителя не чаще 1 раза в 6 месяцев осуществлять проверку условий эксплуатации и сохранности прибора учета и производить снятие контрольных показаний. Согласно п. 4.3 указанного типового договора, потребитель обязан ежемесячно с 20 по 25 число текущего месяца передавать показания приборов учета электрической энергии гарантирующему поставщику. В соответствии с п. 5.3. договора, в случае, если потребитель своевременно не предоставил показания расчетных приборов учета, определение объема полученной электроэнергии определяется исходя из утвержденного норматива (л.д. 109-112). По сведениям представителя ответчика указанная типовая форма договора энергоснабжения, размещена на официальном сайте ОАО «ТЭК». Также представитель ответчика в судебном заседании отметил, что на территории Пуровского района показания с общедомовых счетчиков снимаются представителями МУП «Пуровские электрические сети». Так, из договора на оказание услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что он заключен между ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» (Сбытовая компания) и МУП «Пуровские электрические сети» (Сетевая организация). Предметом договора является обязательство Сетевой организации оказывать Сбытовой компании услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой организации на праве собственности и (или) ином установленном федеральным законом основании, а Сбытовая компания обязуется оплачивать услуги Сетевой организации (л.д. 83-91, 92-108). Согласно п. 3.3.4 указанного договора по окончании каждого расчетного периода Сетевая организация обязана определять объемы переданной Потребителям услуг электрической энергии и направлять Сбытовой компании соответствующие сведения в порядке, установленном Разделом 4 договора (л.д. 85). В соответствии с п. 1.3 договора Сетевая организация самостоятельно регулирует отношения с Потребителями услуг по технологическому присоединению электроустановок Потребителей услуг к электрической сети Сетевой организации, в том числе потребителей услуг, энергопринимающие устройства которых были присоединены к электрической сети Сетевой организации до заключения настоящего договора. Из пояснений представителя ответчика в ходе судебного заседания следует, что в некоторых населенных пунктах Пуровского района продажа (поставка) электрической энергии осуществляется напрямую от ответчика к потребителям, к таковым, в частности, относятся: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> владельцы частных домов также обеспечиваются напрямую от ответчика. В <адрес> управляющая компания ООО «Гарант» реализует принятую электроэнергию потребителям, в <адрес> осуществляет передачу электроэнергии потребителям МУП «Пуровские электрические сети». Таким образом, доводы истца, что ответчик перекладывает обязанность по снятию показаний приборов учета на граждан, проживающих в многоквартирных домах, также своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашли. Не находит суд и нарушений при указании в квитанциях отдельными строками платы по жилому помещению и общедомовым нуждам. Суд принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что ОАО «ТЭК», выступает по отношению к жителям Пуровского района в качестве ресурсоснабжающей организации, а не исполнителя коммунальных услуг, т.е. осуществляет только продажу (поставку) потребителям электрической энергии и не отвечает за эксплуатацию и содержание принадлежащих указанным потребителям внутридомовых инженерных электрических сетей, а также отмечает, что согласно письму Министерства регионального развития РФ от 13.02.2007 г. № 2478-РМ/07, «О применении пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307», положения пункта 38 Правил, в том числе определение порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил, на основании договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем) (л.д. 153-154). Кроме того, наличие данных сведений не противоречит положениям Закона «О защите прав потребителей», так, согласно ст. 8 Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора – ст. 10 Закона. Таким образом, раздельное указание ОАО «ТЭК» в квитанциях объемов электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, и объемов электроэнергии, израсходованной в жилых помещениях (квартирах), не является нарушением действующего законодательства РФ. Анализируя вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе. Поскольку требование истца о возложении на ответчика обязанности опубликовать сообщение о вынесенном судом решении в средствах массовой информации в десятидневный срок является производным от остальных требований, то и в его удовлетворении суд находит правильным отказать На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в Пуровском районе в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» в лице Пуровского межрайонного отделения ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению платы за потребленную электроэнергию – отказать. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 16 мая 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 17 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Председательствующий судья