о признании действий по выбросу в атмосферу вредных веществ незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-391/11 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Ямалнефтегазсервис» о признании действий по выбросу в атмосферу вредных веществ незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в Пуровский районный суд с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Ямалнефтегазсервис», в котором сообщил, что в нарушение условий разрешения на выбросы, ООО «Ямалнефтегазсервис», осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в количествах превышающих разрешенные выбросы, сверх утвержденных нормативов ПДВ. Так, по результатам 2010 года предельно допустимый выброс ООО «Ямалнефтегазсервис» был превышен и фактически составил (т/год): фторидов плохо растворимых 0,00600605 т/год, ПДВ Пыли неорганической 70-20812 - 0,0022654 т/год. Данное нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды подтверждается, формой отчетности (воздух) за ДД.ММ.ГГГГ год. Характер производственно-хозяйственной деятельности ООО «Ямалнефтегазсервис» осуществляемой в 2011 году, предполагает выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ теми же стационарными источниками, выбросы осуществляются на основании имеющегося проекта предельно-допустимых выбросов. Следовательно, производимые в 2011 году выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будут превышать значения, установленные разрешением. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в объемах превышающих предельно допустимые выбросы, установленные разрешением на выбросы от ДД.ММ.ГГГГ года, способствуют загрязнению воздуха, негативно влияют на состояние окружающей среды в целом.

Истец просит признать действия ООО «Ямалнефтегазсервис» по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконными и обязать ООО «Ямалнефтегазсервис» с ДД.ММ.ГГГГ года осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в объемах, не превышающих нормативы, установленные действующим разрешением от ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор участия не принимал, извещен надлежащим образом, интересы истца представлял старший помощник прокурора Пуровского района Черняков С.П. который в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ООО «Ямалнефтегазсервис» Банах М.И. в судебном заседании с исковыми требования не согласился, поддержал отзыв на иск и пояснил, что разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух фактически ими было получено после сдачи отчета за 3 квартал 2010 года, поэтому заполнение расчета и оплата за 3 квартал 2010 года производилась из расчета в пятикратном размере, как за сверхлимитный выброс, что не противоречит приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ года . Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не могут быть признаны в качестве доказательств, подтверждающих нарушение в их действиях, поскольку данные расчеты не являются результатом инструментального замера, производственного контроля и так далее. Требования прокурора о возложении обязанности осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в объемах не превышающих нормативы, не основаны на законе, поскольку такая обязанность уже возложена на них законодательством и содержанием разрешения и они не собираются нарушать закон.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 4 Федерального закона от 10января2002года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух отнесен к объектам охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 4мая1999года N96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выдаваемого уполномоченными органами, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Пункт 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ устанавливает, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно представленному разрешению № 89 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д. 8-9) и приложений к нему ООО «Ямалнефтегазсервис» разрешено в период с 01.06.2010 года по 31.12.2014 года осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, так на 2010 год установлен предельно допустимый выброс «фториды неорганические плохо растворимые» - 0,001622 т/год, «пыли неорганической 70-20» - 0,001622 т/год (л.д. 10-11).

ООО «Ямалнефтегазсервис» поставлено на учет в Федеральной налоговой службе (л.д. 14), а свидетельство (л.д. 15) подтверждает государственную регистрацию юридического лица.

Согласно отчету ООО «Ямалнефтегазсервис» по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) в разделе «сведения об охране атмосферного воздуха» за 2010 год (л.д. 16-21), указано, что выброс ответчиком в атмосферу фторидов плохорастворимых за указанный период составил 0,00600605, а выброс пыли неорганической 70-20 Si2 – 0,0022654 тонны в год (л.д. 18).

Из представленного суду договора от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 35-39) усматривается, что между ООО «Ямалнефтегазсервис» и ООО «Эко-Пур» был заключен договор, предметом которого является разработка расчетным методом проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объектов ООО «Ямалнефтегазсервис» расположенных на промзоне, БПО, РММ №2, г. Тарко-Сале.

Из договора от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 40-43) следует, что между ООО «Ямалнефтегазсервис» и ООО «ЭкоПур» заключен договор на составление исходных сведений, оформление паспортов отходов I-V класса опасности и согласование с органами Ростехнадзора.

Департаментом природно-ресурсного регулирования Лесных отношений и развития нефтегазового комплекса была проведена проверка в отношении ООО «Ямалнефтегазсервис», согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-47) нарушений по предписаниям органов государственного контроля (надзора) не выявлено.

Суду представлены расчеты платы ООО «Ямалнефтегазсервис» за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4-й кварталы 2010 года (л.д. 48-71). Платежные поручения , (л.д. 108-109), подтверждают произведенную ООО «Ямалнефтегазсервис» оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2-й кварталы 2010 года и за 2-е полугодие 2010 года (л.д. 110).

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99-102, 98) вынесенным Государственным инспектором ЯНАО по государственному контролю в области охраны окружающей среды, юридическое лицо ООО «Ямалнефтегазсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него. На основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения ООО «Ямалнефтегазсервис» объявлено устное замечание. Данным постановлением установлено, что ответчиком в 2010 году, в нарушение условий специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками от ДД.ММ.ГГГГ , был превышен утвержденный норматив предельно допустимых выбросов: фторидов плохо растворимых на 0,00438405 тонны в год; пыли неорганической 70-20 на 0, 0006434 тонны в год (л.д. 100). Факт события правонарушения материалами дела доказан, причиной совершения нарушений условий специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух принято считать не включение в проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) расчета выбросов от надлежащего объема проведенных видов работ, при осуществлении которых произведен выброс указанных загрязняющих веществ к массе, превышающей установленную разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ должностное лицо ООО «Ямалнефтегазсервис» директор Гегер А.И., и на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения ему объявлено устное замечание (л.д. 104-107, 103).

Решениями начальника отдела экологической экспертизы и охраны окружающей среды Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса от ДД.ММ.ГГГГ указанные выше постановления, вынесенные Государственным инспектором ЯНАО по государственному контролю в области охраны окружающей среды в отношении юридического лица ООО «Ямалнефтегазсервис» и должностного лица ООО «Ямалнефтегазсервис» - директора Гегер А.И., оставлены без изменения (л.д. 78-87, 88-97).

В судебном заседании было установлено, что Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору было выдано ответчику разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному разрешению ООО «Ямалнефтегазсервис» разрешено осуществлять выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствии с установленным перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу. Разрешенный выброс вредных (загрязняющих) веществ установлен в пределах утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), так, для ООО «Ямалнефтегазсервис» установлены следующие предельно допустимый выбросы (ПДВ): фторидов плохорастворимых - 0,001622 т/год, пыли неорганической 70-20 - 0,001622 т/год. Представленными суду доказательствами установлено, что ответчиком был превышен утвержденный норматив предельно допустимых выбросов в 2010 году: фторидов плохо растворимых на 0,00438405 тонны в год; пыли неорганической 70-20 на 0, 0006434 тонны в год.

Постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от ДД.ММ.ГГГГ , предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиком требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, вина ответчика установлена представленными суду постановлениями по делам об административных правонарушениях (л.д. 78-107) и иными доказательствами по делу, следовательно, имеются все основания для признания действия общества с ограниченной ответственностью «Ямалнефтегазсервис» по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов в 2010 году, установленных разрешением от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в объемах, не превышающих нормативы, установленные действующим разрешением от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку находит данные требования преждевременными. Прокурором не доказано совершение ООО «Ямалнефтегазсервис» действий по выбросу в атмосферу загрязняющих веществ в объемах, превышающих нормативы, установленные действующим разрешением от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, а предположения, выдвинутые прокурором, не могут быть положены в основу решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Ямалнефтегазсервис» по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов в 2010 году, установленных разрешением от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Ямало-Ненецкого природоохранному прокурору, действующему в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 23 мая 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 24 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья