Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 мая 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Бреевой С.С., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/11 по иску Кемкина Н.Ф. к Департаменту строительства и жилищной политики по Ямало-Ненецкому автономному округу и Администрации Муниципального образования поселок Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в списке лиц, подлежащих переселению из районов Крайнего Севера, третьи лица - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о восстановлении в списке лиц, подлежащих переселению из районов Крайнего Севера, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что она и ее семья: муж ФИО6, сын ФИО1, дочь ФИО2, зять ФИО3, внуки ФИО4, ФИО5 состояли в списках по переселению из районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ скоропостижно умер муж истицы. В связи с этим она написала заявление в управление жилищной политики <адрес> о сохранении за ней очереди, так как она тоже пенсионер, имеет северный стаж 33 года. В ДД.ММ.ГГГГ года из Салехарда на администрацию <адрес> в жилищный отдел прислали уведомление о том, что семья истца исключена из списков по переселению на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года в связи с тем, что она, Кемкина Н.Ф., имеет однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 29,1 кв.м.. Истица считает это решение незаконным, так как пункт 1 Федерального закона № 125-ФЗ гласит: «Жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в район Крайнего Севера и приравненной к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели». Состав семьи истца после смерти мужа: сын ФИО1, дочь ФИО2, зять ФИО3, внуки ФИО4, ФИО5. Зять ФИО3, внуки ФИО4, ФИО5 признаны членами их с мужем семьи решениями Пуровского районного суда ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Муж истицы ФИО6 безупречно отработал на буровой 35 лет. Её северный стаж подтверждается копиями трудовой книжки, за многолетний период работы ни истец, ни её муж не получали субсидии, ссуды на приобретения жилья. Квартиру в <адрес> они купили на собственные скопленные средства, для решения жилищного вопроса дочери и сына студентов, на период учебы. Приобретая квартиру они влезли в большой долг, который выплачивали в течение двух лет, экономя на питании, лечении, оздоровлении. По норме существующей в РФ семье истца полагается 90 кв.м.. Наличие у истицы жилого помещения площадью 29,1 кв.м. не дает оснований для исключения её из списков по переселению из районов Крайнего Севера, так как семья нуждается в улучшении жилья. Истица просит суд признать исключение из списков по переселению незаконным, учесть многолетний труд работы на севере, восстановить её и ее семью в списках по переселению из районов Крайнего Севера, согласно стажу работы на севере, и первоначальной дате постановки на учет. В судебном заседании истица Кемкина Н.Ф. участие не принимала, о слушании дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с закрытием понтонно-мостовой переправы. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила, что она просит восстановить её в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи - сын ФИО1, дочь ФИО2, зять ФИО3, внуки ФИО4, ФИО5, по первоначальной дате постановки на учет её мужа – ФИО6, то есть ДД.ММ.ГГГГ, поскольку снятие ФИО6 с очереди было незаконным, так, при принятии данного решения не было учтено, что площадь её квартиры в <адрес> маленькая и с учетом всех членов семьи данное жилое помещение нуждается в улучшении, кроме того, на момент подачи заявления её супругом она также обладала правом быть участником программы, а поскольку муж умер, то она должна быть восстановлена в списках вместо него. В ДД.ММ.ГГГГ году их семье была предоставлена субсидия по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в связи с тем, что их квартира была полностью уничтожена огнем. Представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО также участие в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без них, направили в суд отзыв, в котором сообщили, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, т.к. Кемкина Н.Ф. состояла в очереди на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в составе семьи ФИО6, который ДД.ММ.ГГГГ был снят с учета в связи со смертью, поэтому на основании подп. «а» п. 21 «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ФИО1 также подлежит снятию с учета, а в соответствии с абзацем 2 п. 20 Положения, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то повторная их постановка на учет производится на общих основаниях. Кроме того, семье ФИО1 была предоставлена субсидия, которой они распорядились по собственному усмотрению. Представитель Администрации МО пос. Уренгой Пуровского района участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без них, требования Кемкина Н.Ф. поддерживают. Третьи лица - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 участие в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом, направили в суд заявление (л.д. 92) в котором просят рассмотреть дело без их участия. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Из представленного суду заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72) видно, что ФИО6 просил включить его в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилого помещения в <адрес>. В заявлении ФИО1 указывает, что он состоит в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной справке Администрации МО пос. Уренгой ФИО6 действительно состоял в списках граждан, желающих получить социальную выплату на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ в списке пенсионеров за ДД.ММ.ГГГГ год он значится под порядковым номером – 2593 (л.д. 67). Свидетельство о смерти (л.д. 13) подтверждает факт смерти ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, справка (л.д. 36), выданная генеральным директором ОАО «Уренгойнефтегазгеология» подтверждает период работы ФИО6 в данной организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также, что ФИО1 от организации не выделалось льготного жилья и целенаправленной ссуды на строительство жилья. Из писем (л.д. 33, 34-35) следует, что семья ФИО1 состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в рамках Федерального закона от 25.10. 2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и была снята с учета, так как ФИО1 имеет в собственности квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>, о чем ей сообщили ДД.ММ.ГГГГ. Из представленной Кемкина Н.Ф. справки о стаже работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним видно, что её стаж работы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 32 года 10 месяцев и 3 дня (л.д. 38). Справка (л.д. 37) подтверждает, что Кемкина Н.Ф. со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает воспитателем в <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес>. Представленные суду копии трудовых книжек Кемкина Н.Ф. (л.д. 16-17) и ФИО6 (л.д. 18-21) подтверждают трудовой стаж указанных лиц в районах Крайнего Севера. Свидетельство о государственной регистрации (л.д. 23) и выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица, на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (л.д. 24) свидетельствуют о том, что однокомнатная квартира № в доме № в <адрес>, принадлежит Кемкина Н.Ф. на праве собственности, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией МО Пуровский район суду представлено распоряжение Главы района ФИО9 №-РК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-79, 65-66, 74-77) о предоставлении жилищной субсидии ФИО6 на состав семьи из 7-ми человек для приобретения двух квартир: однокомнатной квартиры общей площадью 34,2 кв.м, находящейся по адресу: <адрес> однокомнатной квартиры общей площадью 34,0 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>. Из представленных суду свидетельств о регистрации права собственности (л.д. 96-99) следует, что Кемкина Н.Ф. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником на праве общей долевой собственности <адрес> и <адрес>, доля в праве 1/7. Кемкина Н.Ф. и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 43-50). В соответствии с Федеральным Законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий - статья 1. Судом установлено и не оспаривается сторонами, что семья ФИО1 по заявлению ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и на основании решения Пуровского районного совета народных депутатов от 18 марта 1993 года № 36 «Об утверждении Положения и условий о выдаче ссуд работникам бюджетных организаций и учреждений на приобретение и строительство жилья» была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10.12.2002 года утверждено Положение «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с п.п. 2, 3 указанного Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление указанных полномочий может быть передано органам местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ в доме, где семья ФИО1 занимала квартиру, то есть по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого данный дом был полностью уничтожен огнем (л.д. 93, 95-94). В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 была предоставлена жилищная субсидия на состав семьи из 7-ми человек в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, входящих в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы (л.д. 78). Так, в судебном заседании было достоверно установлено, что ФИО6 состоял в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В составе семьи ФИО6 числились: истец Кемкина Н.Ф. – жена, ФИО1 – сын, ФИО2 – дочь, ФИО3 – зять, ФИО4 и ФИО5 – внуки. Как усматривается из представленной суду выписки из протокола № заседания комиссии по принятию на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 был снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, так как у супруги имеется в собственности квартира по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 63-64, 71). Суд не может согласиться с мнением представителя Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, что снятие ФИО6 с учета осуществлено в рамках законодательства, поскольку Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ предусмотрено, что жилищные субсидии предоставляются не только гражданам не имеющим жилья в других регионах РФ, но и нуждающимся в улучшении имеющегося у них жилья. Ответчиком же жилое помещение Кемкина Н.Ф. не оценено на предмет нуждаемости его в улучшении, доказательств обратного суду не представлено. Суд находит безосновательными и доводы представителя Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО о том, что причиной снятия с учета ФИО6 послужило также предоставление ему субсидии и его смерть, поскольку, как уже указывалось судом, причиной снятия ФИО6 с учета послужило наличие у его супруги жилого помещения в <адрес>, иных оснований протокол заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит. Следует отметить, что жилищная субсидия ФИО1 была предоставлена в связи с утратой в результате пожара ранее занимаемого жилого помещения в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, входящих в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 годы и предоставление жилого помещения по указанным основаниям представляет собой компенсацию утрачиваемого гражданином имущественного права (права пользования жилым помещением), а не улучшение жилищных условий, при этом интересы граждан, закрепленные в ст.ст. 57 и 58 Жилищного кодекса Российской Федерации не учитываются. Из представленных суду доказательств усматривается, что истец на момент подачи ФИО6 заявления о постановке его на учет в спорные списки, также обладала правом быть участником программы (она прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ, имеет необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на 1998 год она не имела жилья в других регионах РФ и не получала субсидии на эти цели), но законодательство не предусматривает признание участником программы двух граждан из одной семьи, в связи с чем, ФИО6 была включена в данные списки в качестве члена семьи ФИО6, который умер ДД.ММ.ГГГГ, так и не воспользовавшись правом на получение субсидии. Согласно ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, а при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения. В соответствии с ч. 2 ст. 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенного договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Анализируя изложенное, суд находит исключение из спорных списков ФИО6 незаконным, следовательно, Кемкина Н.Ф., как член семьи участника программы ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ, должна быть восстановлена в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но только с составом семьи – сын ФИО1, дочь – ФИО2, так как согласно Постановлению Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» состав семьи граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации – ч. 5 Постановления. По смыслу положений ст. 2 Семейного кодекса РФ, ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи относятся: супруги, родители и дети. Согласно п.п. «а» пункта 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил, и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следовательно, признание ФИО3, ФИО4 и ФИО5 членами семьи Кемкина Н.Ф. возможно лишь в судебном порядке. Таким образом, имеются все основания для восстановления Кемкина Н.Ф. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи – сын ФИО1, дочь – ФИО2, по дате подачи заявления ФИО6, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Иных доказательств суду не представлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Восстановить Кемкина Н.Ф. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи – сын ФИО1, дочь – ФИО2 по дате подачи заявления ФИО6, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Кемкина Н.Ф. – отказать. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле могут ознакомиться 11 мая 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 12 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Судья С.С. Бреева