о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тарко-Сале 29 августа 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Юнусовой Л.С.,

при секретаре Зыкове М.М.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Смирновой А.А.,

представителя ответчика Геращенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-659/2011 по иску прокурора Пуровского района в интересах Хэно Н.П. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, третье лицо – Отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации Пуровского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района в интересах истца Хэно Н.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором указал, что прокуратурой Пуровского район проведена проверка исполнения законодательства по соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Хэно Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Закрепленного жилья Хэно Н.П. не имеет. В настоящее время она не работает, не учится. До настоящего времени Хэно Н.П. жильем не обеспечен, нарушено его право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у него наступили.

Ссылаясь на нормы закона ЯНАО, ЖК РФ и ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать ответчиков предоставить Хэно Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, в черте <адрес> <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.

Определением суда от 29.07.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительного предмета спора, привлечен Отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации Пуровского района.

В судебном заседании помощник прокурора Смирнова А.А. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в нём, уточнив, что жилое помещение может быть предоставлено Хэно Н.П. по месту его жительства в <адрес>.

Истец Хэно Н.П. участие в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель ответчика Администрации МО Пуровский район Геращенко А.А. с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснив, что финансирование предоставления жилых помещений детям-сиротам находится в компетенции Правительства ЯНАО, все обязательства предусмотренные законом Администрация МО Пуровский район выполнила.

Ответчик Правительство ЯНАО представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил суду возражения на иск, в котором указал, что с исковыми требованиями прокурора не согласно, считает их неправомерными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона ЯНАО жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Администрацией МО Пуровский район Хэно Н.П. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в Список на ДД.ММ.ГГГГ год под номером 154. Список утвержден Губернатором автономного округа ДД.ММ.ГГГГ. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленной Списком , Хэно Н.П. не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. В случае удовлетворения иска ответчик предлагает установить срок, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти округа действий по исполнению решения суда, т.к. в настоящее время свободное жилье, подходящей квадратуры, отсутствует.

Третье лицо представителя в судебное заседание не направило, извещалось.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие истца, представителей ответчика Правительство ЯНАО и третьего лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Положениями пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следовательно, исходя из буквального толкования указанной нормы закона, в случаях названных в части 2 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются не в порядке очередности.

Аналогичная норма закреплена в ст. 8 Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, законом предусмотрено право на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.

Из представленных суду доказательств, в том числе, свидетельства о рождении Хэно Н.П. (л.д.9), свидетельств о смерти (л.д.12,13) следует, что мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, имеются основания для предоставления истцу жилого помещения на условиях социального найма.

Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы, принятые субъектом Российской Федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.

Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам установлен Законом ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО»

В соответствии с частью 2 статьи 16 названного Закона жилые помещения по договору со­циального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помеще­ниях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам.

Представленные суду доказательства свидетельствуют, что Хэно Н.П. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно уточненного списка на ДД.ММ.ГГГГ год, Хэно Н.П. числится под номером 20.

Проверяя довод ответчика Правительство ЯНАО о том, что Хэно Н.П. не имеет преимущественного права среди внеочередников на предоставление жилого помещения и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников, суд находит, что данное утверждение не соответствует закону.

Поскольку, в силу частей 2 и 8 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, поскольку Жилищным кодексом РФ предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма вне очереди, условие о предоставлении жилья в соответствии с установленной очередностью, противоречит Жилищному кодексу и не может быть применено. Оснований для ограничений прав истца на предоставление жилого помещения вне очереди судом не установлено.

Предоставление жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от наличия списков, очередей и планов органов местного самоуправления. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Имеющимися доказательствами подтверждено, что Хэно Н.П. в собственности жилья не имеет, за ним не закреплено жилое помещение как за ребенком, оставшимся без попечения родителей (л.д.15, 17).

Хэно Н.П. является нуждающейся в жилом помещении на основании ч.1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» Закона, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Учитывая, что прокурор в рамках своих полномочий и прав, предусмотренных ст. ст. 45 и 39 ГПК изменил заявленные требования в части населенного пункта, полагая возможным предоставление жилого помещения в <адрес> – по месту жительства истца, суд в силу п.3 ст.196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Таким образом, суд признает подтвержденным, что истец Хэно Н.П. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения размером не менее 33 кв.м. на территории <адрес>, в связи с чем, исковые требования прокурора Пуровского района являются законными и обоснованными.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 ( часть2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

В силу положений статей 6 и 10 ЗАО-№ 36 ЯНАО обязанность по предоставлению ФИО8 жилого помещения по основанию, указанному в п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, как сироте, законом возложена именно на субъект Российской Федерации, и в соответствии с Законом ЯНАО от 25 мая 2010 года № 57 ЗАО «О правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа», Правительство ЯНАО является надлежащим ответчиком по заявленному требованию, соответственно Администрация МО Пуровский район является ненадлежащим ответчиком.

Разрешая ходатайство Правительства ЯНАО о предоставлении в соответствии со ст. 206 ГПК РФ отсрочки исполнения решения, суд находит, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. Иное противоречит смыслу использования законодателем термина «вне очереди».

При этом суд разъясняет, что вопрос об отсрочке исполнения решения может быть разрешен на стадии исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пуровского района в интересах Хэно Н.П. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Хэно Н.П. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в селе <адрес> общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В удовлетворении заявленных требований к Администрации муниципального образования Пуровский район – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решением суда, в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 02 сентября 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной ин­станции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий Л.С.Юнусова