о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 г. г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С, с участием прокурора Смирнова А.А., представителя третьего лица – Радушкина О.М., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-742/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальной общеобразовательной школе-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района ЯНАО, третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальной общеобразовательной школе-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района ЯНАО, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном образовательном учреждении до настоящего времени не созданы (не выделены) рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Таким образом, муниципальной общеобразовательной школой-интернат среднего образования с.Самбург Пуровского района нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В иске прокурор Пуровского района просит обязать муниципальную общеобразовательную школу-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района создать (выделить) два рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Смирнова А.А. поддержала доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям отметив, что ответчику необходимо создать 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а из представленных ими сведений следует, что ответчиком создано специальное рабочее место для инвалидов, хотя данные требования к ним не предъявлялись.

Представитель ответчика участие в судебном заседании не принимал, извещены, просили рассмотреть дело без них, направили сведения о создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов и информацию о квотировании рабочих мест.

Представитель третьего лица Радушкина О.М. согласилась с исковыми требованиями прокурора, указав, что ответчику необходимо создать 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Представитель Департамента образования Администрации Пуровского района участие в судебном заседании не принимал, извещены, просили рассмотреть дело без них.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов» РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов.

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» РФ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» Департамент занятости населения ЯНАО устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года.

ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале представлен список организаций, осуществляющих деятельность на территории ЯНАО и имеющих численность работников свыше 100 человек, в которых не созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Под номером 6 в данном Списке указана муниципальная общеобразовательная школа-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района (л.д. 6-7).

Из ежеквартального отчета по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов ГУ ЦЗН г. Тарко-Сале по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что муниципальная общеобразовательная школа-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района обязана, исходя из среднесписочной численности работников, создать 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов (л.д. 9).

Из представленной муниципальной общеобразовательной школой-интернат среднего (полного) общего образования с. Самбург Пуровского района информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднесписочная численность работников данного учреждения на 2011 год, составляет 144 человека, в том числе 4 инвалида (л.д. 13).

Ответчиком представлены суду: приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов», где в п. 1 указано «создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида: должность – учитель-логопед, нагрузка – 0,5 ставки» и информация о квотировании рабочих мест.

Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте.

Анализируя изложенное, оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае муниципальной общеобразовательной школы-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района ЯНАО, учитывая, что среднесписочная численность работников ответчика на 2011 год составляет 144 человека, то ими в счет квоты должно быть выделено (создано) 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов.

Ответчиком суду не представлено доказательств, что у них создано (выделено) 2 места для трудоустройства инвалидов, тот факт, что ответчиком создано для инвалидов специальное рабочее место не имеет существенного значения для дела, поскольку требований о создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов к ним прокурором Пуровского района ЯНАО не предъявлялось.

Суд находит правильным отметить, что инвалиды, работающие в организации на момент установления квоты, включаются в списочный состав организации и не считаются принятыми на работу в счет установленной квоты.

Таким образом, исковые требования и.о. прокурора Пуровского района подлежат удовлетворению.

Иных доказательств суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальную общеобразовательную школу-интернат среднего образования с. Самбург Пуровского района ЯНАО создать (выделить) 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 26 сентября 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий судья