о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 г. г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., с участием прокурора Черняков С.П., представителя ответчика – Ашурова А.Г., представителя третьего лица – Радушкина О.М., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-741/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Ямалпромгеофизика», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Ямалпромгеофизика», мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном учреждении до настоящего времени рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов не созданы (не выделены).

Таким образом, ЗАО «Ямалпромгеофизика» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В иске прокурор Пуровского района просит обязать ЗАО «Ямалпромгеофизика» создать (выделить) два рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Черняков С.П. поддержал доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям и дополнил, что поскольку в настоящее время среднесписочная численность работников ответчика составляет 194 человека, то их необходимо обязать создать (выделить) 4 рабочих места, то есть 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Представитель ответчика Ашурова А.Г. в судебном заседании показала, что среднесписочная численность работников у них составляет 194 человека, но при этом у них работают специалисты вахтовым методом и специалисты с вредными и опасными условиями труда, всего 100 человек.

Представитель третьего лица Радушкина О.М. согласилась с исковыми требованиями прокурора, указав, что ответчику необходимо создать 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, а также дополнила, что в среднесписочную численность входят и работники работающие с вредными (опасными) условиями труда, а также сотрудники, работающие вахтовым методом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В силу п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» РФ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года.

ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале представлен список организаций, осуществляющих деятельность на территории ЯНАО и имеющих численность работников свыше 100 человек, в которых не созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Под номером 1 в данном Списке указано ЗАО «Ямалпромгеофизика» (л.д. 6-7).

Из ежеквартального отчета по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов ГУ ЦЗН г. Тарко-Сале по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЗАО «Ямалпромгеофизика» обязано, исходя из среднесписочной численности работников, создать 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов (л.д. 9).

Из представленных суду доказательств следует, что Департаментом занятости населения ЯНАО для ответчика – ЗАО «Ямалпромгеофизика» на 2011 год установлено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 11-12).

Из представленной ответчиком информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднесписочная численность работников данного учреждения на 2011 год составляет 190 человек (л.д. 13). Из справки (л.д. 19) следует, что среднесписочная численность в ЗАО «Ямалпромгеофизика» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 194 человека, из них работающих вахтовым методом – 100 человек, а с вредными и опасными условиями труда – 83 человека. Основной вид экономической деятельности – геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр.

Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте.

Оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов и создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае ЗАО «Ямалпромгеофизика», учитывая, что среднесписочная численность работников ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составляет 194 человека (л.д. 19), то ими в счет квоты должно быть выделено (создано) 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов и создано (выделено) специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Ответчиком суду не представлено доказательств, что у них создано (выделено) 3 места для трудоустройства инвалидов и создано (выделено) специальное место для трудоустройства инвалидов.

Суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что ими не должны создаваться рабочие места для инвалидов и специальные рабочие места для инвалидов, в связи с тем, что у них на предприятии работает 100 человек вахтовым методом и 83 человека с вредными и опасными условиями труда.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что на работодателей возлагается обязанность создавать (выделять) рабочие места и специальные рабочие места в процентах от среднесписочной численности работников.

В соответствии с Приказом Росстата от 12.11.2008 года № 278 (ред. От 14.03.2011 года) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения», Форма № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода – п. 82. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники, работавшие вахтовым методом. Не содержится исключений и для работников, работающих с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, следует отметить, что в случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу в соответствии с настоящим Законом инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест – ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе».

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования и.о. прокурора Пуровского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Иных доказательств суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ЗАО «Ямалпромгеофизика» создать (выделить) 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 26 сентября 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной ин­станции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий судья