о возложении обязанности создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 г. г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., с участием прокурора Смирнова А.А., представителя ответчика – Дюшко Л.В., представителя третьего лица – Радушкина О.М., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-736/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2», мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном образовательном учреждении до настоящего времени не создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Таким образом, МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В иске прокурор Пуровского района просит обязать МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2» создать (выделить) специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Смирнова А.А. поддержала доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям указав, что поскольку в настоящее время ответчиком создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, то производство по делу подлежит прекращению.

Представитель ответчика Дюшко Л.В. в судебном заседании показала, что ими в настоящее время создано специальное место для трудоустройства инвалидов.

Представитель третьего лица Радушкина О.М. показала, что поскольку исковые требования прокурора ответчиком добровольно удовлетворены, то оснований для возложения на них обязанности по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов не имеется.

Представитель Департамента образования Администрации Пуровского района участие в судебном заседании не принимал, извещены, просили рассмотреть дело без них.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В силу п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является создание в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – п. 4 ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года.

В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Из представленных суду доказательств следует, что Департаментом занятости населения ЯНАО для ответчика - МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2011 год установлено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 11-12).

По сведениям МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2» от ДД.ММ.ГГГГ среднесписочная численность школы составляет 162 человека, ими для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой на 2011 год выделено 3 рабочих места. Специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов у них нет (л.д. 13, 64).

В судебном заседании представитель ответчика Дюшко Л.В. показала, что в настоящее время в школе создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов и в подтверждение своих доводов представила приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О создании специального рабочего места для трудоустройства инвалидов», где в п. 1 указано «создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалида, выделив 1 рабочее место по должности лаборант на 2011 год», а также фотоснимок специального рабочего места для трудоустройства инвалида.

Принимая во внимание, что в судебном заседании было достоверно установлено, что в МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2» создано (выделено) специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, при этом прокурором доказательств обратного суду представлено не было, суд находит правильным в удовлетворении исковых требований прокурору Пуровского района ЯНАО отказать.

Суд отмечает, что основания прекращения производства по делу перечислены в ст. 221 ГПК РФ регулируют порядок и последствия прекращения производства по делу. Учитывая данные нормы Гражданско-процессуального законодательства РФ суд не находит оснований для прекращения производства по данному делу, в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.

Иных доказательств суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 26 сентября 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной ин­станции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий судья