РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2011 г. г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., с участием прокурора Смирнова А.А., представителей ответчика – Макаренко С.М., Есикова О.Н., представителя третьего лица – Радушкина О.М., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-740/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Геотрансгаз», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Геотрансгаз», мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном учреждении до настоящего времени рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов не созданы (не выделены). Таким образом, ЗАО «Геотрансгаз» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В иске прокурор Пуровского района просит обязать ЗАО «Геотрансгаз» создать (выделить) три рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Смирнова А.А. поддержала доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям и дополнила, что поскольку в настоящее время среднесписочная численность работников ЗАО «Геотрансгаз» составляет 132 человека, то указанного ответчика необходимо обязать создать (выделить) 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Представители ответчика Макаренко С.М. и Есикова О.Н. с уточненными исковыми требованиями прокурора согласились, пояснив, что в настоящее время ими заключается соглашение с иным работодателем об организации у него рабочих мест для трудоустройства инвалидов и создание специального рабочего места для трудоустройства инвалидов. Представитель третьего лица Радушкина О.М. согласилась с исковыми требованиями прокурора, указав, что ответчику необходимо создать 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В силу п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» РФ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года. ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале представлен список организаций, осуществляющих деятельность на территории ЯНАО и имеющих численность работников свыше 100 человек, в которых не созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Под номером 2 в данном Списке указано ЗАО «Геотрансгаз» (л.д. 6-7). Из ежеквартального отчета по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов ГУ ЦЗН г. Тарко-Сале по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЗАО «Геотрансгаз» обязано, исходя из среднесписочной численности работников, создать 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов (л.д. 9). Из представленных суду доказательств следует, что Департаментом занятости населения ЯНАО для ответчика - ЗАО «Геотрансгаз» на 2011 год установлено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 11-12). Из представленной ЗАО «Геотрансгаз» информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднесписочная численность работников данного Общества на ДД.ММ.ГГГГ год, составляет 132 человека (л.д. 13). Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте. Оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов и создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае ЗАО «Геотрансгаз», учитывая, что среднесписочная численность работников ответчика на 2011 год составляет 132 человека, то ими в счет квоты должно быть выделено (создано) 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов и специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Таким образом, исковые требования и.о. прокурора Пуровского района подлежат удовлетворению. Иных доказательств суду не представлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ЗАО «Геотрансгаз» создать (выделить) 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 26 сентября 2011 года. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения. Председательствующий судья