РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 сентября 2011 г. г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., с участием прокурора Чернякова С.П., представителя третьего лица – Радушкина О.М., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-743/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля», мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном учреждении до настоящего времени рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов не созданы (не выделены). Таким образом, ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В иске прокурор Пуровского района просит обязать ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» создать (выделить) два рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Черняков С.П. поддержал доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям и уточнил, что, учитывая среднесписочную численность работников ответчика, необходимо обязать ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» создать (выделить) три рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Представитель ответчика участие в судебном заседании не принимал, извещены, просили рассмотреть дело без них. Направили отзыв на иск, в котором указали, что они просят в удовлетворении исковых требований прокурору Пуровского района ЯНАО отказать, поскольку, в настоящее время в Обществе работает три инвалида, то есть количество работающих в Обществе инвалидов соответствует размеру квоты, установленному Законом ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО». Кроме того, квотируемыми рабочими местами в Обществе являются профессия (специальность) рыбак. Работники, являющиеся инвалидами, работают рыбаками. Учитывая специфику профессии (специальности) оборудование специального рабочего места не представляется возможным. Представитель третьего лица Радушкина О.М. согласилась с исковыми требованиями прокурора, указав, что ответчику необходимо создать 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. При этом дополнила, что инвалиды, работающие в организации на момент установления квоты, включаются в списочный состав организации. Отметила, что в обязанности работодателя в соответствии с Законом ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» входит принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты по направлению центров занятости населения. Работающие у ответчика инвалиды были приняты на работу не по направлению от центра занятости, то есть они принимались не на квотируемые места. Инвалиды, работающие у ответчика, были приняты на работу до принятия изменений в Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ», то есть еще в 2005 году, следовательно, они должны быть включены в среднесписочную численность работников Общества. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В силу п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» РФ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года. ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале представлен список организаций, осуществляющих деятельность на территории ЯНАО и имеющих численность работников свыше 100 человек, в которых не созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Под номером 5 в данном Списке указано ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» (л.д. 6-7). Из ежеквартального отчета по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов ГУ ЦЗН г. Тарко-Сале по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» обязано, исходя из среднесписочной численности работников, создать три рабочих места для трудоустройства инвалидов (л.д. 9). Департаментом занятости населения ЯНАО для ответчика - ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» на 2011 год установлено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 11-12). Согласно представленной ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» информации от ДД.ММ.ГГГГ, среднесписочная численность работников данного Общества составляет 146 человек (л.д. 13). Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте. Оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов и создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля», учитывая, что среднесписочная численность работников ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составляет 146 человек, то ими в счет квоты должно быть выделено (создано) 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов и создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Ответчиком суду не представлено доказательств, что у них создано (выделено) 3 места для трудоустройства инвалидов и создано (выделено) специальное место для трудоустройства инвалидов. Суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что ими не должны создаваться рабочие места для инвалидов и специальные рабочие места для инвалидов, в связи с тем, что у них на предприятии уже работает три инвалида, а также с учетом тяжелых условий труда, и соглашается с доводами представителя третьего лица о том, что инвалиды, работающие в организации на момент установления квоты, включаются в списочный состав организации и не считаются принятыми на работу в счет установленной квоты. Приказ Росстата от 12.11.2008 года № 278 (ред. от 14.03.2011 года) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения», Форма № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" разъясняет, каким образом рассчитывается среднесписочная численность работников, и суд отмечает, что данные Указания не содержат сведений исключающих из среднесписочной численности работников граждан, работающих в тяжелых условиях труда. Кроме того, следует отметить, что в случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу в соответствии с настоящим Законом инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест – ч. 1 ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе». Таким образом, исковые требования и.о. прокурора Пуровского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Иных доказательств суду не представлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ОАО «Сельскохозяйственная родоплеменная община Еты-Яля» создать (выделить) 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 26 сентября 2011 года. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения. Председательствующий судья