РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 сентября 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Бородулиной С.Н., при секретаре Бесединой Н.В., с участием истцов Ясинская Г.И., Елькин В.И., представителя ответчика Администрации МО п. Пурпе Данилова М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-725/11 по иску Ясинская Г.И., Елькин В.И. к Администрации муниципального образования поселок Пурпе о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, УСТАНОВИЛ: Ясинская Г.И. и Елькин В.И. обратились в Пуровский районный суд ЯНАО с иском к Администрации МО п. Пурпе, в котором сообщили, что они постоянно проживают в Пуровском районе, состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (семья ФИО4 – с ДД.ММ.ГГГГ, а семья Ясинская Г.И. – с ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в доме №, расположенном на промзоне <адрес> (<адрес>»), произошел пожар, в результате которого дом оказался полностью уничтоженным. Квартиры №№ № и №, в которых они проживали, стали непригодными для проживания. В соответствии с п. 3 ст. 95 ЖК РСФСР 5 апреля 2006 года их семьям были предоставлены комнаты в жилом доме № <адрес> на условиях найма жилого помещения маневренного фонда в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания в результате пожара по адресу <адрес>. Они обратились к ответчику с заявлением о предоставлении жилых помещений на условиях социального найма, однако ответчик отказал, со ссылкой на отсутствие у них права на предоставление жилья вне очереди. В иске Ясинская Г.И. и Елькин В.И. просят обязать Администрацию МО п. Пурпе предоставить им по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения площадью не менее 18 кв. метров на одного человека – по 54 кв. метров на состав семьи каждого истца. Решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Ясинская Г.И. и Елькин В.И. было отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ решение Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено с направлением дела на новое рассмотрение. В судебном заседании истец Ясинская Г.И. полностью поддержала свои исковые требования, дополнив, что с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годов они проживали в доме № <адрес>, в квартире, предоставленной ей по месту работы, состояли в очереди на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел. До ДД.ММ.ГГГГ года они проживали у знакомых, а потом им предложили заселиться в дом по условиям общежития. Они были вынуждены согласиться, и впоследствии был заключен договор на проживание в доме маневренного фонда. Истец Елькин В.И. также поддержал свои исковые требования и подтвердил объяснения, данные Ясинская Г.И., уточнив, что сейчас они вместе с Ясинская Г.И. проживают в доме, предоставленном на две семьи. У каждой семьи по две комнаты, а кухня, туалет и ванная – общие. Третьи лица ФИО2, ФИО4 поддержали исковые требования и объяснения истцов. Третьи лица ФИО3 и ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены. В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие. Представитель ответчика Администрации МО п. Пурпе Данилова М.И. в судебном заседании возражений на иск не заявила, при условии, что если требования истцов не противоречат закону. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам. Представленные доказательства, в том числе решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25), решение Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-49) свидетельствуют, что семья ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ года, а семья Ясинская Г.И. – с ДД.ММ.ГГГГ года, проживали в 18-квартирном доме № в <адрес>. Квартиры были предоставлены им в связи с работой в <адрес> в доме, принадлежащем <адрес> и находящемся в аренде <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. Названными решениями районных судов было признано право ФИО4 и Ясинская Г.И. на пользование квартирами в данном доме, - № и № соответственно. Справки Отдела Государственного пожарного надзора по МО Пуровский район подтверждают (л.д. 10), что ДД.ММ.ГГГГ жилой 18-ти квартирный жилой дом в <адрес>, на промзоне ООО «Северная экспедиция» полностью уничтожен огнем. Договоры найма жилого помещения маневренного фонда № и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13, 15-15, 26-32) свидетельствуют, что Администрация МО п. Пурпе предоставило семьям Ясинская Г.И. и ФИО4 за плату во владение и пользование жилое помещение по адресу <адрес>, находящееся в муниципальной собственности, в связи признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара по адресу <адрес>. Данное жилое помещение отнесено к маневренному фонду (пункт 3 договора). Распоряжение Главы Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждает, что жилое помещение по адресу <адрес> включено в маневренный фонд. Решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-43) в удовлетворении исковых требований Ясинская Г.И. и ФИО4 к Администрации МО п. Пурпе и Администрации МО Пуровский район о возложении обязанности перевода жилого помещения по адресу <адрес> жилищный фонд социального использования, отмене распоряжения и признании сложившегося договора заключенным на условиях социального найма было отказано. Представленные ответчиком Администрацией М. п. Пурпе справки подтверждают, что истцы состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации МО <адрес>: Ясинская Г.И. – с ДД.ММ.ГГГГ с номером очереди на данное время 26, и Елькин В.И. – с ДД.ММ.ГГГГ с номером очереди 45. Разрешая заявленные требования о предоставлении другого жилого помещения, суд учитывает, что жилые помещения в <адрес>, впоследствии уничтоженные пожаром, были предоставлены истцам по месту работы в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах, т.е. в период действия ЖК РСФСР. Пожар, полностью уничтоживший дом, в котором находились квартиры истцов, также случился в ДД.ММ.ГГГГ году, в период действия ЖК РСФСР. Согласно ст. 28 ЖК РСФСР, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Представленные доказательства свидетельствуют, что ранее занимаемые истцами жилые помещения были предоставлены им в соответствии с данными положениями закона, по месту работы, на условиях, предусмотренных ЖК РСФСР. Решениями районных судом установлено право истцов на пользование прежними квартирами в соответствии с законом. Согласно ст. 61 ч. 2 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Статьей 37 Жилищного Кодекса РСФСР, действовавшего во время пожара, установлено, что гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, жилое помещение предоставляется вне очереди. Аналогичная норма закреплена и в Жилищном Кодексе РФ, действующем с 1 марта 2005 года. В ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено общее правило, согласно которого жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ случаев. Но в соответствии с п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди предоставляются жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что, закрепляя право каждого на жилище (статья 40) Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Таким образом, так как истцы ранее проживали в жилых помещениях, предоставленных им в соответствии с нормами ЖК РСФСР, в жилом помещении жилищного фонда социального использования, то в случае непригодности жилья для проживания вследствие стихийного бедствия они должны обеспечиваться жильем из того же фонда, а не за счет собственника сгоревшего дома. То обстоятельство, что жилой дом, в котором истцы ранее проживали, не был включен в муниципальный жилищный фонд в связи с нахождением в вахтовом поселке, и впоследствии перешел в собственность индивидуального предпринимателя Исаева, не является основанием для отказа в предоставлении истцам другого жилого помещения. Так, законом не предусмотрена обязанность коммерческих организаций, предпринимателей или физических лиц предоставлять жильцам принадлежащего им дома в случае его уничтожения пожаром другого жилого помещения. Таким образом, обязанность по предоставлению таким жильцам другого жилого помещения на тех же условиях – на условиях социального найма, возлагается на органы местного самоуправления. Факт непригодности прежнего жилья истцов для проживания подтвержден представленными доказательствами, в том числе договорами найма жилых помещений маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, где основанием предоставления семьям Ясинская Г.И. и ФИО4 жилья в маневренном жилом фонде является именно признание жилого помещения непригодным для проживания в результате пожара по адресу <адрес>. Кроме того, справки о пожаре подтверждают, что дом № в <адрес> полностью уничтожен. При таких обстоятельствах суд признает, что все условия для предоставления истцам другого жилого помещения вне очереди, установленные ст. 57 ч. 1 и 2 п. 1 ЖК РФ, соблюдены. Так, истцы состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях еще до пожара, и их жилище стало непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит. Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В данном случае, из смысла положений ст. 57 ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления. При таких обстоятельствах исковые требования Ясинская Г.И. и Елькин В.И. суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В статье 89 ЖК РФ определено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Согласно ст. 5 ч. 1 ЖК РФ, в соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Частью 6 названной статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» также регулируются отношения, возникающие при отселении граждан из жилых помещений, подлежащих сносу. Так, статьей 28-4 названного Закона установлено, что гражданам, проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях, подлежащих сносу, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. Жилое помещение, предоставляемое взамен жилого помещения, подлежащего сносу, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В соответствии со ст. 28-5 Закона ЯНАО № 36-ЗАО, гражданам при переселении из жилых помещений, подлежащих сносу, предоставляются другие жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи. Частью 3 названной статьи установлено, что гражданам, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и имеющим жилое помещение, подлежащее сносу, в качестве единственно возможного места проживания на территории данного муниципального образования, предоставляются жилые помещения общей площадью, предусмотренной частью 2 настоящей статьи, но не менее 9 квадратных метров жилой площади на каждого члена семьи. Частью 2 ст. 28-5 названого Закона предусмотрено предоставление жилого помещения в пределах нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Таким образом, закон субъекта Российской Федерации – Ямало-Ненецкого автономного округа, содержит больший объем гарантий для граждан, выселяемых из жилых помещений, подлежащих сносу, чем содержится в ЖК РФ. Так, данный закон предусматривает предоставление гражданам, отселяемым из аварийного жилого помещения, и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не только равнозначного жилого помещения, но и с соблюдением нормы предоставления. На основании положений ст. 7 ч. 1 ЖК РФ, в случаях, если жилищным отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Последствием полного уничтожения жилья в результате пожара является его снос, а потому в данном случае к установленным правоотношениям подлежат применению положения ст. 28-5 № 36-ЗАО. В статье 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» закреплены положения о норме предоставления жилого помещения. Так, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека. Решением Районной Думы Пуровского района от 12 мая 2006 года № 70 также установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда в размере: для семьи из трех и более человек – 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Состав семьи каждого истца, согласно представленным ими справкам, составляет три человека, следовательно, предоставляемое им жилое помещение должно составлять не менее 54 кв. м (18 х 3). Таким образом, следует возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцам жилых помещений не менее указанного размера. В иске истцы просят взыскать с ответчика расходы на оплату услуг адвоката в сумме <данные изъяты> руб. Квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) подтверждают оплату истцами расходов на оплату услуг адвоката за составление искового заявления, консультацию в сумме <данные изъяты> руб. Согласно ст. 98 ГПК РФ, равно как и понесенные истцами расходы на оплату государственной пошлины в сумме по 300 руб. каждому. Общая сумма судебных расходов, подлежащих взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>), т.е. по <данные изъяты> руб. каждому истцу. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ясинская Г.И. и Елькин В.И. к Администрации муниципального образования поселок Пурпе о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования поселок Пурпе предоставить Ясинская Г.И. на семью из трех человек: Ясинская Г.И., ФИО2, ФИО3 жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям поселка Пурпе, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте поселка Пурпе общей площадью не менее 54 квадратных метров вне очереди. Обязать Администрацию муниципального образования поселок Пурпе предоставить Елькин В.И. на семью из трех человек: Елькин В.И., ФИО4, ФИО5 жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям поселка Пурпе, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте поселка Пурпе общей площадью не менее 54 квадратных метров вне очереди. Взыскать с Администрации муниципального образования поселок Пурпе в пользу Ясинская Г.И. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей. Взыскать с Администрации муниципального образования поселок Пурпе в пользу Елькин В.И. судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. В окончательной форме решение будет изготовлено 03 октября 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Председательствующий