о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 25 октября 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Бородулиной С.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Черняков С.П.,

при секретаре Пономаревой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-795/11 по иску прокурора Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «АЗС Красноселькуп», третье лицо Отдел надзорной деятельности по МО Красноселькупский район УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноселькупского района ЯНАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в Пуровский районный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «АЗС Красноселькуп», в котором сообщил, что по обращению жильцов дома, расположенного по адресу <адрес> прокурором проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации АЗС, в ходе которой установлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03), а также Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон).

Так, в нарушение п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона, на въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м и дренажные лотки для отвода загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков в очистные сооружения АЗС.

Перед въездом на территорию АЗС не вывешена схема организации движения по его территории, что является нарушением, п. 2, 3, 752 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 759 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона, на территории АЗС отсутствуют знаки пожарной безопасности, а так же щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗС.

На территории АЗС не установлен соответствующий противопожарный режим, что является нарушением п.п. 2, 3, 15 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 6 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона, на АЗС не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности.

АЗС не обеспечено жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории, что является нарушением п. 2, 3, 758 ППБ 01 -03 и ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона на боковых поверхностях резервуаров хранения топлива отсутствуют полосы желтого цвета шириной 40 см с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а так же надписью с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо).

На территории АЗС допускается эксплуатация неисправных средств пожаротушения, что является нарушением п. 2, 3, 108 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 767 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона, на АЗС не разработан план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров в целях определения возможных пожароопасных ситуаций, сценариев их развития, порядка действия работников АЗС и водителя АЦ по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, а так же порядка взаимодействия работников АЗС с территориальными подразделениями ГПС на соответствующих стадиях развития пожара и конкретизации применяемых для этого технических средств.

Противопожарное расстояние от автозаправочной станции моторного топлива до ближайших зданий и сооружений составляет менее 50 метров (фактически - 15 метров), что является нарушением п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3 ППБ 01-03 и ст. 4 Закона, по периметру группы наземных резервуаров не выполнено замкнутое земляное обвалование шириной поверху не менее 0,5м. Отсутствует ограждающая стена из негорючих материалов, рассчитанная на гидростатическое давление разлившейся жидкости.

Территория наземных резервуаров расходного склада ГСМ не ограждена продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м, по периметру склада ГСМ не установлены ручные пожарные извещатели, не предусмотрено расстояние от края проезжей части до наземных резервуаров не менее 9 м, что является нарушением п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п. 2, 3 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона, трубопроводы наполнения не оборудованы обратными клапанами.

Линии выдачи топлива не оборудованы обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, что является нарушением п. 2, 3 ППБ 01-03, атак же ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона трубопроводы линии деаэрации резервуара не оснащены огнепреградителями, дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.

Наполнение резервуаров топливом из АЦ осуществляется не через трубопровод налива, проложенный подземно, с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, что является нарушением п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а так же ст. 4 Закона.

В нарушение п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона, АЗС не обеспечена резервуарами для хранения топлива единичной емкостью не более 10м3. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении — автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд, что является нарушением п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 703 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона, резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности.

Допускается эксплуатация не герметичного технологического оборудования (допускаются утечки топлива из резервуаров), что является нарушением п. 2, 3 ППБ 01 -03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 703 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона, на АЗС применяются горючие прокладки на фланцевых соединениях арматуры трубопроводов ёмкостей ГСМ.

На топливном оборудовании запорная арматура не соответствует классу В герметичности по ГОСТ 9544-93, что также является нарушением п.п. 2, 3, 703 ППБ 01-03, ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 70 ППБ 01-03, статьи 4 Закона, не обеспечен запасом пенообразователя расходный склад ГСМ. Основное и вспомогательное технологическое оборудование не имеет защиту от статического электричества, что является нарушением п.п. 2, 3, 706 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3 ППБ 01-03, ст. 4 Закона, территория АЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями СО 153-34, но не ниже II категории.

Над АЗС транзитом проложены воздушные линии электропередач, что является нарушением п.п. 2, 3 ППБ 01-03, ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона, здание операторной АЗС ниже III степени огнестойкости, не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АПС), системой оповещения людей о пожаре 1-го типа.

Территория и помещения АЗС не обеспечены первичными средствами пожаротушения, согласно норм положенности, что является нарушением п.п. 2, 3, 108 ППБ 01-03, а также ст. 4 Закона.

В нарушение п.п. 2, 3, 698 ППБ 01-03, статьи 4 Закона, на АЗС отсутствует следующая документация: выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗС, содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними до ближайших к АЗС объектов, а также схема движения транспортных средств по указанной территории; сертификаты на имеющееся оборудование; технико-эксплуатационная документация на технологические системы и оборудование АЗС; план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗС, согласованный с органами ГПН; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласованный с ОГПН; документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности эксплуатации АЗС; инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС; график проведения регламентных работ; журнал учета проведения регламентных работ; журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗС; журнал учета нефтепродуктов; журнал учета ремонта оборудования; журнал регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования лиц пожарной охраны.

Постановлением Красноселькупского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения постановления прокурора Красноселькупского района деятельность автозаправочной станции ООО «АЗС Красноселькуп» приостановлена на 90 суток на основании аналогичных нарушений. Постановление вступило в законную силу, 90-суточный срок истек, и автозаправочная станция вновь начала работать в обычном режиме. Между тем за срок приостановления деятельности нарушения пожарной безопасности не устранены. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ООО «АЗС Красноселькуп» по постановлению прокурора вновь привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Вопрос о приостановлении деятельности не решался ввиду внесения в КоАП РФ изменений.

За весь вышеуказанный период прокурорских проверок, несмотря на неоднократное привлечение к административной ответственности практически ни одно нарушение правил пожарной безопасности не было устранено (за исключением незначительных нарушений, таких как «на резервуары с горючим нанесены надписи с указанием вида хранимого топлива»).

Подобное положение дел на автозаправочной станции может привести к пожару и причинению вреда жизни и здоровью граждан, численный и персональный состав которых определить не представляется возможным

В иске прокурор, ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Красноселькуп» устранить нарушения правил пожарной безопасности, отраженные в акте проверки органа государственного пожарного надзора ООО «АЗС Красноселькуп» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание прокурор Красноселькупского района, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился.

По согласованию прокуроров Красноселькупского и Пуровского районов в судебном заседании принял участие старший помощник прокурора Пуровского района Черняков С.П., который полностью поддержал исковые требования.

Ответчик - ООО «АЗС Красноселькуп», надлежаще и своевременно уведомленный о времени и месте судебного разбирательства по всем имеющимся в материалах гражданского дела адресам, своего представителя в суд не направил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства. В соответствии со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Третье лицо - Отдел надзорной деятельности по МО Красноселькупский район УНД ГУ МЧС России по ЯНАО, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.

Судом исследованы доказательства, представленные прокурором Красноселькупского района, а именно: материалы дела об административном правонарушении в отношении ответчика ООО «АЗС Красноселькуп» по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

Акт проверки, составленный Главным государственным инспектором Красноселькупского района по пожарному надзору ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждает, что при проверке соблюдения ответчиком требований пожарной безопасности на объекте – АЗС по адресу <адрес>, были обнаружены нарушения, соответствующие перечисленным в иске.

Заслушав объяснения прокурора, изучив доводы иск, исследовав представленные прокурором доказательства в их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поданное прокурором заявление суд признает соответствующим требованиям ст. 45 ГПК РФ, т.к. в данном случае затронуты интересы неопределенного круга лиц на безопасность жизнедеятельности, жизнь и здоровье.

Статьей 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, установлены подробные требования к организации производства и эксплуатации автозаправочных станций.

Данные требования призваны обеспечивать безопасность граждан при эксплуатации автозаправочной станции, являющейся, в силу положений ст. 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности.

Уставом ООО «АЗС Красноселькуп» (л.д. 47-66) закреплены основные виды деятельности, в том числе эксплуатация автозаправочных станций.

Представленные прокурором документы подтверждают, что ответчик действительно допустил многочисленные нарушения требований и правил пожарной безопасности, которые соответствуют нарушениям, перечисленным в иске. При этом оснований для признания каких-либо из перечисленных в иске нарушений правил пожарной безопасности незначительными, не затрагивающими прав и интересов граждан, не имеется, ввиду того, что каждое из указанных нарушений может повлечь неблагоприятные последствия.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В данном случае предписания органа, осуществляющего надзор за соблюдением требований пожарной безопасности – Отдела надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по ЯНАО по МО Красноселькупский район в нарушение закона ответчиком не выполнены.

Суд также учитывает, что в соответствии со ст. 1065 п. 1 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В данном случае заявлен иск об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в целях обеспечения надлежащей защиты граждан от любой возможности возникновения пожара, защите их жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В целях надлежащего исполнения решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Следует также конкретно указать, какие нарушения правил должны быть устранены ответчиком.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красноселькупского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «АЗС Красноселькуп», - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АЗС Красноселькуп» устранить нарушения требований и норм пожарной безопасности на территории АЗС по адресу <адрес>, а именно выполнить следующие действия:

1. на въезде и выезде с территории АЗС выполнить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м и дренажные лотки для отвода загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков в очистные сооружения АЗС, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

2. перед въездом на территорию АЗС вывесить схему организации движения по его территории, согласно п.п. 2, 3, 752 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

3. разместить на территории АЗС знаки пожарной безопасности, щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов, которые может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗС, согласно п.п. 2, 3, 759 согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

4. установить на территории АЗС соответствующий противопожарный режим, согласно п.п. 2, 3, 15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

5. разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности, согласно п.п. 2, 3, 6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

6. обеспечить АЗС жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории, согласно п.п. 2, 3, 758 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

7. на боковых поверхностях резервуаров хранения топлива нанести полосы желтого цвета шириной 40 см с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, согласно п.п. 2, 3, 91 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

8. заменить средства пожаротушения на исправные, согласно п.п. 2, 3, 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

9. разработать план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров в целях определения возможных пожароопасных ситуаций, сценариев их развития, порядка действия работников АЗС и водителя АЦ по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, а так же порядка взаимодействия работников АЗС с территориальными подразделениями ГПС на соответствующих стадиях развития пожара и конкретизации применяемых для этого технических средств, согласно п.п. 2, 3, 767 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

10. выполнить необходимые действия для соблюдения противопожарного расстояния от автозаправочной станции моторного топлива до ближайших зданий и сооружений не менее 50 метров, согласно п.п. 2, 3, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

11. по периметру группы наземных резервуаров выполнить замкнутое земляное обвалование шириной поверху не менее 0,5м, соорудить ограждающую стена из негорючих материалов, рассчитанную на гидростатическое давление разлившейся жидкости, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

12. территорию наземных резервуаров расходного склада ГСМ оградить продуваемой оградой из негорючих материалов высотой не менее 2 м, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

13. по периметру склада ГСМ установить ручные пожарные извещатели, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

14. обеспечить расстояние от края проезжей части до наземных резервуаров не менее 9 м, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

15. трубопроводы наполнения оборудовать обратными клапанами, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

16. линии выдачи топлива оборудовать обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

17. трубопроводы линии деаэрации резервуара оснастить огнепреградителями, дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

18. обеспечить наполнение резервуаров топливом из АЦ через трубопровод налива, проложенный подземно, с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

19. обеспечить АЗС резервуарами для хранения топлива единичной емкостью не более 10м3, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

20. оборудовать резервуары для хранения топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 %-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95 %-м заполнении — автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

21. оборудовать резервуары для хранения топлива системами контроля их герметичности, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

22. обеспечить расходный склад ГСМ запасом пенообразователя, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

23. осуществить защиту основного и вспомогательного технологического оборудования от статистического электричества, согласно п.п. 2, 3, 706 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

24. оборудовать территорию АЗС молниезащитой в соответствии с требованиями СО 153-34, но не ниже II категории, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

25. устранить нарушение местонахождения над АЗС транзитных воздушных линий электропередач, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

26. обеспечить соответствие здание операторной АЗС не ниже III степени огнестойкости, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

27. оборудовать здание операторной автоматической установкой пожарной сигнализации (АПС), согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

28. оборудовать здание операторной системой оповещения людей о пожаре 1-го типа согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

29. территорию и помещения АЗС обеспечить первичными средствами пожаротушения, согласно п.п. 2, 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;

30. обеспечить наличие на АЗС следующей документации:

- выкопировки из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗС, содержащей схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними до ближайших к АЗС объектов, а также схемы движения транспортных средств по указанной территории;

- сертификатов на имеющееся оборудование, технико-эксплуатационную документацию на технологические системы и оборудование АЗС;

- плана локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗС, согласованный с органами ГПН;

- план-схемы ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников;

- плана эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗС, согласованный с ОГПН;

- документов, определяющих ответственность за обеспечение пожарной безопасности эксплуатации АЗС;

- инструкций, определяющих требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗС;

- графика проведения регламентных работ;

- журнала учета проведения регламентных работ;

- журнала учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗС;

- журнала учета нефтепродуктов;

- журнала учета ремонта оборудования;

- журнала регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по пожарной безопасности, - согласно п.п. 2, 3, 698 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Установить срок исполнения решения суда – до 25 декабря 2011 года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «АЗС Красноселькуп» государственную пошлину в муниципальный бюджет в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий подпись