Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 октября 2011 г. г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., с участием прокурора Чернякова С.П., представителя ответчика – Дикова О.Г., представителя третьего лица – Рахматуллина Н.С., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-809/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Пуровские коммунальные системы», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Пуровские коммунальные системы» о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном учреждении до настоящего времени рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов не созданы (не выделены). Таким образом, муниципальным унитарным предприятием «Пуровские коммунальные системы» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В иске прокурор Пуровского района просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Пуровские коммунальные системы» создать (выделить) 20 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать 3 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Черняков С.П. поддержал доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика Дикова О.Г. в судебном заседании поддержала доводы отзыва на иск и дополнила, что их уставной деятельностью является эксплуатация опасных производственных объектов: котельных и тепловых сетей, эксплуатация газового оборудования, утилизация жидких бытовых отходов, оказание бытовых услуг населению и так далее. В настоящее время у них работает 22 человека с ограничениями по работе, кроме того, они находятся в тяжелом финансовом положении и у них отсутствует возможность заключать с иными работодателями соглашения об организации рабочих мест для инвалидов или специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Представитель третьего лица Рахматуллина Н.С. в судебном заседании показала, что имеются все основания для удовлетворения требований прокурора, поскольку требования законодательства ответчиком не выполняются. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. В силу п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов» РФ работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В соответствии со ст. 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года. ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале представлен список организаций, осуществляющих деятельность на территории ЯНАО и имеющих численность работников свыше 100 человек, в которых не созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Под номером 25 в данном Списке указано Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские коммунальные системы» (л.д. 9). Из ежеквартального отчета по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов ГКУ ЦЗН г. Тарко-Сале следует, что Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские коммунальные системы» обязано, исходя из среднесписочной численности работников, создать 21 рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 11). Департаментом занятости населения ЯНАО для ответчика – МУП «Пуровские коммунальные системы» на 2011 год установлено 3 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов (л.д. 9). Согласно представленной МУП «Пуровские коммунальные системы» информации от ДД.ММ.ГГГГ, среднесписочная численность работников ответчика составляет 1068 человек (л.д. 6). Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте. Оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов и создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае Муниципальное унитарное предприятие «Пуровские коммунальные системы», учитывая, что среднесписочная численность работников ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1068 человек, фактически ими в настоящее время создано 1 рабочее место для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы, то ими в счет квоты должно быть выделено (создано) 20 рабочих мест для трудоустройства инвалидов и создано 3 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Ответчиком суду не представлено доказательств, что у них создано (выделено) 20 мест для трудоустройства инвалидов и создано (выделено) 3 специальных места для трудоустройства инвалидов. Суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что ими не должны создаваться рабочие места для инвалидов и специальные рабочие места для инвалидов, в связи с тем, что у них опасные производственные объекты. Так, приказ Росстата от 12.11.2008 года № 278 (ред. от 14.03.2011 года) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения», Форма № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" разъясняет, каким образом рассчитывается среднесписочная численность работников, и суд отмечает, что данные Указания не содержат сведений исключающих из среднесписочной численности работников граждан, работающих в опасных условиях труда. Кроме того, следует отметить, что в случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу в соответствии с настоящим Законом инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест – ч. 1 ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе». Также суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что они не должны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, так как у них тяжелое материальное положение, поскольку законодательство РФ не ставит исполнение указанных обязанностей в зависимость от тяжелого материального положения организаций. Таким образом, исковые требования и.о. прокурора Пуровского района подлежат удовлетворению в полном объеме. Иных доказательств суду не представлено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Муниципальному унитарному предприятию «Пуровские коммунальные системы» создать (выделить) 20 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать, в том числе, 3 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 1 ноября 2011 года. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения. Председательствующий судья