Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 1 ноября 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С, с участием прокурора Чернякова СП., истца – Айваседо М.А., представителя Администрации Пуровского района – Курьян О.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-827/11 по иску прокурора Пуровского района ЯНАО в интересах Айваседо М.А. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском в интересах Айваседо М.А. к ответчикам в котором указал, что в целях исполнения законодательства по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проведена проверка, в ходе которой установлено, что Айваседо М.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой, её мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Закрепленного жилья Айваседо М.А. не имеет, является матерью двух малолетних детей ФИО10, ДД.ММ.ГГГГг.р. и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не работает, не учится. До настоящего времени Айваседо М.А. жильем не обеспечена, нарушено ее право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у нее наступили ДД.ММ.ГГГГ В иске прокурор просит обязать ответчиков муниципальное образование Пуровский район и Правительство ЯНАО предоставить Айваседо М.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.. В судебном заседании прокурор Пуровского района Черняков С.П. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнил, что необходимо обязать Правительство ЯНАО и Администрацию Пуровского района предоставить Айваседо М.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в городе <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Истец Айваседо М.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Представитель Администрации Пуровского района Курьян О.Ч. – не согласилась с заявленными к ним требованиями, поддержала доводы отзыва на иск указав, что полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обладает Правительство ЯНАО. Кроме того, на момент достижения Айваседо М.А. совершеннолетия она была включена в ордер, а затем и в договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ее опекуну ФИО7 с учетом самой Айваседо М.А., так как социальная норма была выдержана, истец не была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации МО г. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ №, Айваседо М.А. была признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилых помещений и включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ год по муниципальному образованию Пуровский район, поскольку списки на ДД.ММ.ГГГГ год формируются в ДД.ММ.ГГГГ году. Представитель ответчика считает, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у Айваседо М.А. наступили в апреле ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с постановкой её на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указал прокурор. Представитель Правительства ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без них, направили в суд отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями прокурора они не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях заявления предоставляются гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лично, либо органами опеки и попечительства, которые осуществляют выявление и первоначальный учет граждан до наступления обстоятельств, дающих им право на внеочередное получение жилых помещений. Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Айваседо М.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, и включена органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ год под номером 12. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленного Списком № Айваседо М.А. не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Незамедлительное предоставление жилья истцу, нарушит законные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в Списке № раньше, чем Айваседо М.А.. В случае удовлетворения иска прокурора, просят предоставить им срок для исполнения решения суда 5 месяцев. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 3 Закона ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» реализация прав граждан на жилье из муниципального жилищного фонда и жилищного фонда автономного округа осуществляется путем предоставления малоимущим гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; путем предоставления отдельным категориям граждан, установленным настоящим Законом, жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда автономного округа; иными способами, предусмотренными действующим законодательством. Согласно п.2 ч.1 ст.6 Закона ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, из жилищного фонда автономного округа имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется по месту жительства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления – статья 5 Закона № 36-ЗАО. Из представленных суду документов следует, что Айваседо М.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее отцом записан ФИО3, матерью – ФИО2 (л.д. 7). Свидетельства о смерти (л.д. 16) подтверждают факт смерти родителей истца: отца ФИО3 и матери ФИО2. Тот факт, что Айваседо М.А. является сиротой, сторонами не оспаривается и сомнений не вызывает. Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) следует, что Департамент образования ходатайствовал перед Департаментом по строительству и жилищной политики ЯНАО об обеспечении жильем Айваседо М.А., имеющей статус сироты. Из представленной справки из жилищного отдела Администрации г. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) следует, что Айваседо М.А., зарегистрированная по адресу: <адрес>, вместе с родственниками на праве собственности жилья не имеет, она, и члены ее семьи относятся к категории нуждающихся в жилых помещениях. Суду представлена справка о зарегистрированных лицах от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), из которой следует, что по адресу: <адрес> зарегистрировано 5 человек. Регистрация Айваседо М.А. по указанному адресу подтверждена копией её паспорта (л.д. 9-12). Департамент образования Администрации Пуровского района направлял прокурору Пуровского района список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилья после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в ВС РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющего наказание в виде лишения свободы (л.д. 23). Под номером 14 в данном списке значится Айваседо М.А.. ДД.ММ.ГГГГ Айваседо М.А. обращалась в Администрацию МО Пуровский район с заявлением о постановке на учет в очередь нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в <адрес> (л.д. 8). Суду представлен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией МО г. Тарко-Сале и ФИО7 (л.д. 42-45). Предметом договора является изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности общей площадью 44,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, вместе с нанимателем в жилое помещение вселены члены семьи: ФИО13 – жена, ФИО14 – дочь, ФИО15 – дочь. Дополнительным соглашением к Договору социального найма (л.д. 46) изменен п. 3 Договора из которого следует, что совместно с нанимателем ФИО7 в жилое помещение вселяются члены семьи: ФИО13 – жена, Айваседо М.А. – дочь, ФИО10 – внук, ФИО16 – зять. Из представленного суду свидетельства (л.д. 15) следует, что между ФИО16 и ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ заключен брак. Свидетельства о рождении детей (л.д. 13, 14) подтверждают наличие у ФИО16 и Айваседо М.А. несовершеннолетних детей – ФИО11, ФИО10. За Айваседо М.А. на праве частной собственности жилья не числится (л.д. 19, 20). В материалах дела имеется решение комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации МО г. Тарко-Сале № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-50) в соответствии с которым Айваседо М.А. поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно представленному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ год по муниципальному образованию Пуровский район, Айваседо М.А. состоит в очереди под номером 6 (л.д. 52-53). Суду представлен Устав муниципального образования Пуровский район, подтверждающий правовой статус муниципального образования (л.д. 54-110). В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статье 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. То есть, это полномочия именно органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21.12.1996 г. N 159 и от 24.04.2008 г. N 48 «Об опеке и попечительстве» до 18 лет, а после достижения указанного возраста эта обязанность возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона ЯНАО жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, которым соответственно издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что у Айваседо М.А., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней опеки (попечительства), возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она была поставлена на учет в Администрации г. Тарко-Сале в очередь на получение жилья ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-50) на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Право Айваседо М.А. на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площади, поскольку потребность в обеспечении жильем у неё возникла в апреле ДД.ММ.ГГГГ года. В судебном заседании было установлено, что полномочиями по обеспечению жильем граждан, указанной категории обладает Правительство ЯНАО, следовательно, в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации муниципального образования Пуровский район надлежит отказать. Принимая решение о предоставлении истцу жилого помещения в <адрес>, суд учитывает, что истец в настоящее время проживает в <адрес>, состоит в Администрации МО г. Тарко-Сале в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений. Определяя размер общей площади предоставляемого Айваседо М.А. жилого помещения, суд находит правильным руководствоваться ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», согласно которой, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из двух человек – 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью, для семьи из трех и более человек – 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, из одного человека – 33 квадратных метра общей площади. Таким образом, исковые требования прокурора, заявленные в интересах Айваседо М.А. в части возложения на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности предоставить Айваседо М.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров – подлежат удовлетворению. Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда в течение 5 месяцев, суд принимает во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ согласно которой, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Представитель Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа свое ходатайство мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади и для предоставления жилого помещения необходимо проведение ряда процедур уполномоченными органами. Оценивая вышеизложенное, учитывая баланс прав и законных интересов участников разбирательства, суд считает возможным установить Правительству ЯНАО срок для совершения действий по исполнению решения суда - 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Айваседо М.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурору Пуровского района, действующему в интересах Айваседо М.А. – отказать. Установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 3 (трёх) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено с учетом выходных дней 7 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Председательствующий судья