о возложении обязанности создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 ноября 2011 г. г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С, с участием прокурора Головкина Л.В., представителя ответчика – Мягкова Н.В., третьего лица – Рахматуллина Н.С., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-819/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пургазтрансстрой», третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения о возложении обязанности создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Пургазтрансстрой», мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки в целях исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данном учреждении до настоящего времени не создано специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Таким образом, ООО «Пургазтрансстрой» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В иске прокурор Пуровского района просит обязать ООО «Пургазтрасстрой» создать (выделить) специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Головкин Л.В. поддержал доводы искового заявления по изложенным в иске основаниям и дополнил, что поскольку ответчиком за отчетный период были предоставлены сведения о среднесписочной численности работников ООО «Пургазтрансстрой» в количестве 125 человек, то есть больше 100 человек, то указанного ответчика необходимо обязать создать (выделить) специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Иных сведений ответчик в Центр занятости населения не предоставлял, изменения в Приказ Департамента занятости ЯНАО не внесены.

Представитель ответчика Мягкова Н.В. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, поддержала доводы отзыва на иск и пояснила, что в настоящее время в организации численность работников составляет 95 человек, поэтому обязанность по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов у них отсутствует.

Представитель третьего лица Рахматуллина Н.С. согласилась с исковыми требованиями прокурора, указав, что ответчику необходимо создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, поскольку приказом Департамента занятости населения для указанного ответчика было установлено создать одно специальное рабочее место исходя из среднесписочной численности работников по представленным Обществом сведениям. В судебное заседание ответчиком не представлено достоверных сведений о среднесписочной численности работников Общества.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч.1 ст.13 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В силу п.п. «б», «ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г. №181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является создание в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – п. 4 ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст.4 Закона ЯНАО от 27.06.2008г. №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно ст.5 указанного Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года.

В силу ст.22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале представлен список организаций, осуществляющих деятельность на территории ЯНАО и имеющих численность работников свыше 100 человек, в которых должны быть созданы (выделены) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Под номером 6 в данном Списке указано ООО «Пургазтрансстрой» со среднесписочной численностью работников 125 человек (л.д. 10).

Из ежеквартального отчета по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов ГУ ЦЗН г. Тарко-Сале за 2-й квартал ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ООО «Пургазтрансстрой» обязано, исходя из среднесписочной численности работников, создать одно рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 11).

Из представленных суду доказательств следует, что Департаментом занятости населения ЯНАО для ответчика – ООО «Пургазтрансстрой» на ДД.ММ.ГГГГ год установлено одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов (л.д. 10-11).

Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте.

Представитель ООО «Пургазтрансстрой» утверждает, что среднесписочная численность работников Общества в настоящее время составляет 95 человек (л.д. 78), следовательно, они не обязаны создавать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Так, суд принимает во внимание, что основанием для возложения обязанности по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов является предоставление работодателем в центр занятости населения по месту работы информации о среднесписочной численности работников. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей. Из представленного суду письма (л.д. 91) следует, что ответчик был извещен о необходимости создания одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов исходя из представленных ими сведений о среднесписочной численности работников.

Таким образом, оснований для освобождения ответчика от обязанности по созданию специального рабочего места для трудоустройства инвалидов не имеется.

Оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае ООО «Пургазтрансстрой», суд находит исковые требования и.о. прокурора Пуровского района подлежащими удовлетворению.

Иных доказательств суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Пургазтрансстрой» создать одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 8 ноября 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий судья