РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 ноября 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С., с участием прокурора Чернякова СП., Головкина Л.В., истца – Одинцова Л.А., представителя Администрации Пуровского района – Курьян О.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-829/11 по иску прокурора Пуровского района ЯНАО в интересах Одинцова Л.А. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилья, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам в интересах Одинцова Л.А., в котором указал, что в целях исполнения законодательства по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Одинцова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сиротой. Её мать - ФИО2 решением <адрес> районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ лишена в отношении дочери родительских прав, отец юридически отсутствует. Закрепленного жилья Одинцова Л.А. не имеет, в настоящее время она работает в <данные изъяты>. Одинцова Л.А. жильем не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у нее наступили ДД.ММ.ГГГГ. В иске прокурор просит обязать Администрацию МО Пуровский район и Правительство ЯНАО предоставить Одинцова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, в <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м. В судебном заседании прокуроры Пуровского района Черняков С.П., Головкин Л.В. поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнили, что необходимо обязать Правительство ЯНАО и Администрацию Пуровского района предоставить Одинцова Л.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в поселке <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров. Истец Одинцова Л.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям. Представитель Администрации Пуровского района Курьян О.Ч. – не согласилась с заявленными к ним требованиями, поддержала доводы отзыва на иск указав, что полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обладает Правительство ЯНАО. Кроме того, Одинцова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ имела постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, при этом состояла на учете в органе опеки и попечительства департамента образования Администрации <адрес> по месту фактического проживания. На момент достижения Одинцова Л.А. совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ год) она обучалась в <данные изъяты>». В июне ДД.ММ.ГГГГ года Одинцова Л.А. окончила данный ВУЗ и выехала в <адрес>, где собрала все документы, необходимые для постановки на учет, в качестве нуждающейся в соответствии со ст. 7 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО». ДД.ММ.ГГГГ Одинцова Л.А. прибыла из <адрес> в <адрес> и зарегистрировалась по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Осенью ДД.ММ.ГГГГ года Одинцова Л.А. обратилась в отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации Пуровского района. Специалистами отдела опеки и попечительства было подготовлено ходатайство на получение Одинцова Л.А. субсидии для приобретения жилья. Решением общественной жилищной комиссии при Администрации МО Пуровское от ДД.ММ.ГГГГ № Одинцова Л.А. была признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилых помещений и включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ году по муниципальному образованию Пуровский район, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году формируются списки на ДД.ММ.ГГГГ год. Таким образом, Администрацией Пуровского района своевременно предприняты все меры по включению Одинцова Л.А. в списки, нуждающихся в обеспечении жильем во внеочередном порядке. Представитель Правительства ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без них, направили в суд отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями прокурора они не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях заявления предоставляются гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лично, либо органами опеки и попечительства, которые осуществляют выявление и первоначальный учет граждан до наступления обстоятельств, дающих им право на внеочередное получение жилых помещений. Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Одинцова Л.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, и включена органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ год под номером 9. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленного Списком № Одинцова Л.А. не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Незамедлительное предоставление жилья истцу, нарушит законные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в Списке № раньше, чем Одинцова Л.А. В случае удовлетворения иска прокурора, просят предоставить им срок для исполнения решения суда 5 месяцев. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 3 Закона ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» реализация прав граждан на жилье из муниципального жилищного фонда и жилищного фонда автономного округа осуществляется путем предоставления малоимущим гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; путем предоставления отдельным категориям граждан, установленным настоящим Законом, жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда автономного округа; иными способами, предусмотренными действующим законодательством. Согласно п.2 ч.1 ст.6 Закона ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, из жилищного фонда автономного округа имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется по месту жительства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления – статья 5 Закона № 36-ЗАО. Из представленных суду документов следует, что Одинцова Л.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 9-10), ее отцом записан ФИО5, матерью – ФИО2 (л.д. 11). Согласно решению <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13) мать Одинцова Л.А. – ФИО2 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО12 – ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Одинцова Л.А. – ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Данный факт также подтверждается письмом Отдела образования <адрес> (л.д. 20). На основании постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Одинцова Л.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО10 (л.д. 17). Из представленного письма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) следует, что Департамент образования Администрации Пуровского района, исполняющий функции органа опеки и попечительства, ходатайствовал перед департаментом по строительству и жилищной политики ЯНАО о выделении жилищной субсидии для приобретения жилья лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Одинцова Л.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. Первоначально Одинцова Л.А. обращалась в Администрацию Пуровского района ЯНАО с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в жилых помещениях на территории МО <адрес> по обеспечению жилищной субсидией на приобретение или строительство жилья на территории <адрес> (л.д. 50). ДД.ММ.ГГГГ Одинцова Л.А. обращалась в Администрацию МО Пуровский район с заявлением об обеспечении жилищной субсидией на приобретение или строительство жилья на территории ЯНАО в <адрес> (л.д. 8). Департамент образования Администрации Пуровского района направлял прокурору Пуровского района список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилья после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в ВС РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющего наказание в виде лишения свободы (л.д. 25). Факт окончания обучения Одинцова Л.А. подтверждается Дипломом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23). За Одинцова Л.А. на праве частной собственности жилья не числится ни на территории <адрес>, ни на территории <адрес> и <адрес> (л.д. 14, 15, 21). В материалах дела имеется протокол № заседания общественной жилищной комиссии при Администрации МО Пуровское от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), из которого следует, что Одинцова Л.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий: категория дети-сироты по Администрации МО Пуровское в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно представленным справкам (л.д. 18, 19) Одинцова Л.А. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Из представленного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год по муниципальному образованию Пуровский район следует, что Одинцова Л.А. состоит в очереди под номером 4 (л.д. 52-53). В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства. Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статье 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. То есть, это полномочия именно органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21.12.1996 г. N 159 и от 24.04.2008 г. N 48 «Об опеке и попечительстве» до 18 лет, а после достижения указанного возраста эта обязанность возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона ЯНАО жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, которым соответственно издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что у Одинцова Л.А., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней опеки (попечительства) и окончания образовательного учреждения возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она была поставлена на учет в Администрации МО Пуровское в очередь на получение жилья ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51) на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Тот факт, что Одинцова Л.А. является лицом из числа детей сирот оставшихся без попечения родителей, сторонами не оспаривается и сомнений не вызывает. Право Одинцова Л.А. на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площади, поскольку потребность в обеспечении жильем у неё возникла в марте ДД.ММ.ГГГГ года. В судебном заседании было установлено, что полномочиями по обеспечению жильем граждан, указанной категории обладает Правительство ЯНАО, следовательно, в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации муниципального образования Пуровский район надлежит отказать. Принимая решение о предоставлении истцу жилого помещения в <адрес>, суд учитывает, что истец в настоящее время проживает и работает в <адрес>, состоит в Администрации МО поселение <адрес> в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений. Определяя размер общей площади предоставляемого Одинцова Л.А. жилого помещения, суд находит правильным руководствоваться ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», согласно которой, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из двух человек – 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью, для семьи из трех и более человек – 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, из одного человека – 33 квадратных метра общей площади. Таким образом, исковые требования прокурора, заявленные в интересах Одинцова Л.А. в части возложения на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности предоставить Одинцова Л.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров – подлежат удовлетворению. Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда в течение 5 месяцев, суд принимает во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ согласно которой, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Представитель Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа свое ходатайство мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади и для предоставления жилого помещения необходимо проведение ряда процедур уполномоченными органами. Оценивая вышеизложенное, учитывая баланс прав и законных интересов участников разбирательства, суд считает возможным установить Правительству ЯНАО срок для совершения действий по исполнению решения суда - 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Одинцова Л.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в поселке <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурору Пуровского района, действующему в интересах Одинцова Л.А. – отказать. Установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 3 (трёх) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено с учетом выходных дней 8 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Председательствующий судья