об отмене решения избирательной комиссии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 11 ноября 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Бородулиной С.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Пуровского района Чернякова С.П.,

при секретаре Пономаревой Л.Ю.,

с участием заявителя Томчик В.А., представителей избирательной комиссии муниципального образования Пуровское Олексина Н.В., Микрюков О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томчик В.А. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Пуровское об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Пуровское и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность Главы муниципального образования Пуровское,

УСТАНОВИЛ:

Томчик В.А. обратился в Пуровский районный суд с заявлением об оспаривании действий избирательной комиссии муниципального образования Пуровское (далее – Избирательная комиссия МО Пуровское), в котором сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия МО Пуровское своим решением отказала ему в регистрации в качестве кандидата на должность Главы МО Пуровское. Основанием для принятия данного решения послужили результаты проверки 9 подписных листов, содержащих 41 подпись избирателей, которые были оформлены в соответствии с требованиями статьи 20, статьи 72 и приложением № 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2006 года № 30-ЗАО «О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе», и представленных им ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию МО Пуровское. Указанное решение считает необоснованным и незаконным, принятым в нарушение норм действующего федерального законодательства и законодательства ЯНАО, нарушающим его избирательные права и избирательные права поддержавших его.

В своем заявлении Томчик В.А. просит суд отменить решение Избирательной комиссии МО Пуровское от ДД.ММ.ГГГГ и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом на должность Главы МО Пуровское.

В судебном заседании заявитель Томчик В.А. поддержал свое заявление и дополнил, что ДД.ММ.ГГГГ он подал документы для регистрации в качестве кандидата Главы МО Пуровское. Претензий к документам не было, но были претензии к подписным листам. Он попросил проверить подписные листы в его присутствии. Ему сказали, что форма подписного листа не такая. У него подписные листы по форме приложения № 4 Закона ЯНАО «О муниципальных выборах в ЯНАО». Закон ЯНАО не соответствует Федеральному закону. 23 июля 2007 года были внесены изменения в Федеральный закон, а изменения в Закон ЯНАО, касающиеся подписных листов, были внесены ДД.ММ.ГГГГ, и на эти выборы не могут распространяться. Он собирал подписи на подписных листах по Закону ЯНАО.

Представитель избирательной комиссии МО Пуровское Олексина Н.В. с заявлением Томчик В.А. не согласилась и пояснила суду, что Томчик В.А. ДД.ММ.ГГГГ представил в избирательную комиссию 9 подписных листов, и присутствовал на заседании рабочей группы по их проверке, получил итоговый протокол. 41 подпись были признаны недействительными на основании п. 6.4 ст. 38 ФЗ № 67. Одна подпись – в связи с тем, что адрес подписавшего указан не полностью, и все подписи – так как подписные листы не соответствуют установленной форме, нет даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей. Решение о проведении выборов принято ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Закон ЯНАО не соответствует Федеральному закону в части, в связи с чем избирательная комиссия руководствовалась Федеральным законом. Она просит отказать в удовлетворении заявления Томчик В.А.

Представитель избирательной комиссии МО Пуровское Микрюков О.Г. в судебном заседании поддержал доводы представителя Олексина Н.В., настаивая, что решение избирательной комиссии МО Пуровское об отказе Томчик В.А. в регистрации кандидатом на должность Главы МО Пуровское соответствует Федеральному закону.

В подтверждение своих доводов заявителем и избирательной комиссией, решение которой оспаривается, были представлены доказательства, которые исследованы судом.

Оспариваемым решением ИК МО Пуровское от ДД.ММ.ГГГГ Томчик В.А. было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы МО Пуровское в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 5 части 2 статьи 74 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2006 года № 30-ЗАО «О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе».

В решении закреплены итоги проверки 9 подписных листов, содержащих 41 подпись, представленных Томчик В.А., и отражено, что одна подпись признана недействительной на основании подпункта «г» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как не полностью указан адрес места жительства. Все 41 подписи также были признаны недействительными на основании подпунктов «и» и «з» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как все они выполнены в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения № 6 к настоящему Федеральному закону, и отсутствует дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Представителями избирательной комиссии МО Пуровское представлены к исследованию судом подписные листы, представленные Томчик В.А., протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, ведомость и итоговый лист ведомости проверки подписных листов, протокол об итогах проверки подписных листов. Копии данных документов были вручены Томчик В.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав объяснения заявителя Томчик В.А., представителей избирательной комиссии МО Пуровское, исследовав представленные документы, а также принимая во внимание заключение прокурора Чернякова С.П., считающего заявление Томчик В.А. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 259 ч. 1 ГПК РФ кандидаты, считающие, что решениями или действиями избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.

При разрешении заявления суд руководствуется действующим федеральным законодательством, в т.ч. Федеральным Законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 30-ЗАО «О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27 июня 2006 года с последующими изменениями и дополнениями.

При этом суд принимает во внимание, что Федеральным Законом № 259-ФЗ от 23 июля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены существенные изменения, в частности, был введен пункт 6.4 статьи 38, на основании которого было принято решение об отказе в регистрации заявителя кандидатом на должность Главы МО Пуровское. Кроме того, этим же Федеральным законом было утверждено приложение № 6 к ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором была закреплена форма подписного листа.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный закон № 259-ФЗ от 23 июля 2011 года был опубликован в Собрании законодательства РФ 25 июля 2011 года, а в «Российской газете» - 27 июля 2011 года.

Статьей 5 ФЗ № 259 от 23 июля 2011 года установлено, что положения статей 2, 35, 37, 38, приложений 4 - 9 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и референдумов, назначенных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение о проведении досрочных выборов Главы МО Пуровское было принято ДД.ММ.ГГГГ, и опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, изменения, введенные в ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Федеральным законом № 259-ФЗ от 23 июля 2011 года, в том числе в части, закрепляющей форму подписного листа (приложение № 6), положений ст. 38, применяются и к выборам Главы МО Пуровское.

Таким образом, при разрешении данного гражданского дела суд руководствуется ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом изменений, введенных ФЗ № 259 от 25 июля 2011 года.

В соответствии со ст. 261 ГПК РФ закреплено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В соответствии со ст. 246 ч. 3 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Таким образом, для разрешения заявления Томчик В.А. следует установить, является ли оспариваемое решение избирательной комиссии законным.

Согласно ст. 38 п. 24 п/п «д» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ), основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Именно по этому основанию Томчик В.А. было отказано в регистрации кандидатом.

В соответствии со ст. 37 ФЗ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (редакция от 25 июля 2011 года), в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии МО Пуровское было определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатом на должность Главы МО Пуровское – 39 подписей, но не более 43 подписей.

Пунктом 7 статьи 38 названного Федерального закона установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

Аналогичная норма содержатся и в пункте 5 части 2 статьи 74 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 30-ЗАО "О муниципальных выборах в <адрес>", а именно: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Приложением № 4 к названному Закону ЯНАО закреплена форма подписного листа, которая действительно отличается от формы подписного листа, утвержденного Приложением № 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ" Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Так, в форме подписного листа, закрепленного Федеральным законом, необходимо указание даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей, а Законом ЯНАО - только года рождения. Кроме того, в подписном листе, закрепленного приложением № 6 к Федеральному закону, вначале расположена графа, содержащая сведения об адресе места жительства избирателя, а потом - серии и номера паспорта избирателя. В подписном листе, форма которого закреплена Приложением № 4 к Закону ЯНАО, эти графы расположены наоборот, т.е. вначале сведения о серии и номере паспорта, а затем – адрес места жительства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

В пункте 3 Постановления от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).

Таким образом, кандидат на должность Главы муниципального образования, установив различие между формой и требованиями к содержанию подписного листа, установленного приложением к федеральному закону и закону субъекта Российской Федерации, был должен руководствоваться положениями Федерального законодательства.

Судом исследованы представленные представителями избирательной комиссии подписные листы в поддержку кандидата Томчик В.А., и установлено, что они действительно оформлены по форме согласно приложению 4 к Закону ЯНАО, а не по форме, установленной приложением № 6 к Федеральному закону.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону.

Таким образом, на основании данного положения закона, все подписи в подписных листах должны быть признаны недействительными, т.е. 41 подпись.

Подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года установлено, что признаются недействительными все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, указаны в подписном листе не в полном объеме.

В представленных Томчик В.А. в избирательную комиссию подписных листах не указана дата рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, указан только год его рождения, что является недостаточным. Данное обстоятельство также влечет недействительность подписей в подписных листах.

Согласно подпункту «г» пункта 6.4 ст. 38 № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, недействительными также признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Адрес места жительства избирателя обязателен для указания в подписном листе, согласно утвержденной Приложением № 6 к Федеральному закону № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года форме подписного листа. Согласно пункту 5 статьи 2 названного Федерального закона, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Однако подпись 4 в первом подписном листе, представленном Томчик В.А., не содержит указания на субъект Российской Федерации и населенный пункт, а, следовательно, подпись также является недействительной.

При этом суд принимает во внимание, что приведенными положениями федерального закона не предусмотрена возможность оценки, в том числе судом, является ли несоблюдение формы подписного листа, не указание в нем предусмотренных законом сведений существенным или нет, а также учет причин данных обстоятельств.

Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 утверждены Разъяснения порядка применения п. 1.1., подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, согласно п. 1 указанного Разъяснения, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона.

Согласно абз. 2 п. 1 указанного Разъяснения, ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представленных документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.

Следовательно, кандидаты и избирательные объединения обязаны соблюдать требования по оформлению документов, установленные Федеральным законом, поскольку предусмотренные формы являются приложениями к законам и должны рассматриваться как их неотъемлемая часть. Какие-либо отступления от требований законов не допускаются, и избирательные комиссии не должны принимать во внимание и учитывать документы, составленные кандидатами и избирательными объединениями по другой (произвольной) форме, даже при фактическом указании необходимых сведений.

Таким образом, суд находит установленным, что в связи с признанием недействительными всех подписей избирателей в количестве 41 в подписных листах кандидата на должность Главы МО Пуровск Томчик В.А. у избирательной комиссии МО Пуровский район имелись основания для отказа в регистрации его кандидатом, а, следовательно, оспариваемое решение избирательной комиссии МО Пуровское об отказе Томчик В.А. в регистрации кандидатом на должность Главы МО Пуровское является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, а, следовательно, для удовлетворения заявления Томчик В.А. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194, 187, 198, 199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Томчик В.А. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Пуровское об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Пуровское и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом на должность Главы муниципального образования Пуровское, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 14 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий