о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилья



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2011 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С, с участием прокурора Чернякова С.П., истца – Астратов Е.В., представителя Администрации Пуровского района – Курьян О.Ч., при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-828/11 по иску прокурора Пуровского района ЯНАО в интересах Астратов Е.В. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Астратов Е.В. к ответчикам в котором указал, что в целях исполнения законодательства по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проведена проверка, в ходе которой установлено, что Астратов Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой, его мать ФИО2 и Отец ФИО3 решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены в отношении сына родительских прав. Закрепленного жилья Астратов Е.В. не имеет, нигде не учится и не работает. До настоящего времени Астратов Е.В. жильем не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у него наступили ДД.ММ.ГГГГ В иске прокурор просит обязать ответчиков муниципальное образование Пуровский район и Правительство ЯНАО предоставить Астратов Е.В., ДД.ММ.ГГГГг.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, в черте <адрес> <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.

В судебном заседании прокурор Пуровского района Черняков С.П. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнил, что необходимо обязать Правительство ЯНАО и Администрацию Пуровского района предоставить Астратов Е.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в городе <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Истец Астратов Е.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации Пуровского района Курьян О.Ч. – не согласилась с заявленными к ним требованиями, поддержала доводы отзыва на иск, указав, что полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает Правительство ЯНАО. Кроме того, на момент достижения Астратов Е.В. совершеннолетия он был включен в ордер, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено его опекуну ФИО10 с учетом самого Астратов Е.В., так как социальная норма была выдержана, истец не был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. В конце ДД.ММ.ГГГГ года Астратов Е.В. обратился в отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации Пуровского района с просьбой оказать содействие в сборе документов для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации МО г. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ , Астратов Е.В. был признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилых помещений и включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ год по муниципальному образованию Пуровский район, поскольку списки на ДД.ММ.ГГГГ год формируются в ДД.ММ.ГГГГ году. Представитель ответчика считает, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у Астратов Е.В. наступили ДД.ММ.ГГГГ, в связи с постановкой его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указал прокурор.

Представитель Правительства ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без них, направили в суд отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями прокурора они не согласны, считают их не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях заявления предоставляются гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лично, либо органами опеки и попечительства, которые осуществляют выявление и первоначальный учет граждан до наступления обстоятельств, дающих им право на внеочередное получение жилых помещений. Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со дня принятия соответствующего решения органом местного самоуправления. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Астратов Е.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, и включен органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на ДД.ММ.ГГГГ год под номером 14. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленного Списком Астратов Е.В. не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Незамедлительное предоставление жилья истцу, нарушит законные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в Списке раньше, чем Астратов Е.В.. В случае удовлетворения иска прокурора, просят предоставить им срок для исполнения решения суда 5 месяцев.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 3 Закона ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» реализация прав граждан на жилье из муниципального жилищного фонда и жилищного фонда автономного округа осуществляется путем предоставления малоимущим гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; путем предоставления отдельным категориям граждан, установленным настоящим Законом, жилых помещений по договору социального найма из жилищного фонда автономного округа; иными способами, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно п.2 ч.1 ст.6 Закона ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, из жилищного фонда автономного округа имеют право дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется по месту жительства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления – статья 5 Закона № 36-ЗАО.

Из представленных суду документов следует, что Астратов Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его отцом записан ФИО3, матерью – ФИО2 (л.д. 9).

На основании решения Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав (л.д. 16).

Тот факт, что Астратов Е.В. относится к числу детей оставшихся без попечения родителей, сторонами не оспаривается и сомнений не вызывает.

Из письма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) следует, что Департамент образования ходатайствовал перед Департаментом по строительству и жилищной политики ЯНАО об обеспечении жильем Астратов Е.В., имеющему статус оставшегося без попечения родителей.

Департамент образования Администрации Пуровского района направлял прокурору Пуровского района список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилья после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в ВС РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющего наказание в виде лишения свободы (л.д. 13). Под номером 9 в данном списке значится Астратов Е.В.

ДД.ММ.ГГГГ Астратов Е.В. обращался в Администрацию МО Пуровский район с заявлением о постановке на учет в очередь нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в <адрес> (л.д. 7).

Из представленной справки из жилищного отдела Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) следует, что Астратов Е.В., зарегистрирован в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная санаторная школа-интернат» по адресу: <адрес>, на праве собственности жилья не имеет. Факт регистрации по данному адресу подтверждается копией паспорта (л.д. 8).

За Астратов Е.В. на праве частной собственности жилья на территории <адрес> и <адрес> не числится, за государственной регистрацией сделок с жилыми помещениями за последние пять лет он не обращался (л.д. 12, 14, 15, 18).

Кроме того, в материалах дела имеется ордер на жилое помещение (л.д. 39), выданный на имя ФИО10, из которого следует, что при предоставлении жилого помещения по адресу <адрес> состав семьи был включен Астратов Е.В. – опекаемый.

Суду представлен приказ от ДД.ММ.ГГГГ об отчислении Астратов Е.В. из <данные изъяты>», как не прошедшего в полном объеме курс обучения по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (л.д. 16).

В материалах дела имеется решение комиссии по рассмотрению жилищных вопросов Администрации МО г. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-43) в соответствии с которым Астратов Е.В. поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно представленному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год по муниципальному образованию Пуровский район, Астратов Е.В. состоит в очереди под номером 7 (л.д. 46-47).

Суду представлен Устав муниципального образования Пуровский район, подтверждающий правовой статус муниципального образования (л.д. 48-104).

В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства.

Аналогичная норма закреплена и в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в статье 8 которого закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. То есть, это полномочия именно органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21.12.1996 г. N 159 и от 24.04.2008 г. N 48 «Об опеке и попечительстве» до 18 лет, а после достижения указанного возраста эта обязанность возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона ЯНАО жилые помещения по договору со­циального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помеще­ниях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, которым соответственно издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что у Астратов Е.В., как нуждающегося в жилом помещении, после отчисления из учебного заведения, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, он был поставлен на учет в Администрации <адрес> в очередь на получение жилья в соответствии с решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-43) на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).

Суд обращает внимание, что в списке детей сирот Астратов Е.В. значится по дате подачи заявления и по дате возникновения потребности в обеспечении жильем «ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д. 33), суду предоставлено заявление Астратов Е.В. адресованное Администрации <адрес> с просьбой поставить его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по муниципальному образованию <адрес> нуждающихся в жилых помещениях датированное «ДД.ММ.ГГГГ года» (л.д. 7, 45), в связи с изложенным суд приходит к выводу, что потребность в обеспечении жильем у Астратов Е.В. возникла в апреле ДД.ММ.ГГГГ года.

Право Астратов Е.В. на внеочередное обеспечение жильём не может быть поставлено в зависимость, от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, наличия либо отсутствия свободных жилых помещений необходимой площади.

В судебном заседании было установлено, что полномочиями по обеспечению жильем граждан, указанной категории обладает Правительство ЯНАО, следовательно, в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации муниципального образования Пуровский район надлежит отказать.

Принимая решение о предоставлении истцу жилого помещения в <адрес>, суд учитывает, что истец в настоящее время проживает в <адрес>, состоит в Администрации МО <адрес> в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений.

Определяя размер общей площади предоставляемого Астратов Е.В. жилого помещения, суд находит правильным руководствоваться ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», согласно которой, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из двух человек – 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью, для семьи из трех и более человек – 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, из одного человека – 33 квадратных метра общей площади.

Таким образом, исковые требования прокурора, заявленные в интересах Астратов Е.В. в части возложения на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности предоставить Астратов Е.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в городе <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров – подлежат удовлетворению.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда в течение 5 месяцев, суд принимает во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ согласно которой, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представитель Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа свое ходатайство мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади и для предоставления жилого помещения необходимо проведение ряда процедур уполномоченными органами.

Оценивая вышеизложенное, учитывая баланс прав и законных интересов участников разбирательства, суд считает возможным установить Правительству ЯНАО срок для совершения действий по исполнению решения суда – 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Астратов Е.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, на условиях договора социального найма в городе <адрес>, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурору Пуровского района, действующему в интересах Астратов Е.В. – отказать.

Установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 3 (трёх) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено с учетом выходных дней 14 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья