о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тарко-Сале 08 ноября 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Юнусовой Л.С.,

при секретаре Зыкове М.М.,

с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Головкин Л.В.,

истца Каткилев В.О.,

представителя третьего лица Чепур О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-824/2011 по иску прокурора Пуровского района в интересах Каткилев В.О. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, третье лицо – Отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации Пуровского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района в интересах истца Каткилев В.О. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором указал, что прокуратурой Пуровского район проведена проверка исполнения законодательства по соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что Каткилев В.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Закрепленного жилья Каткилев В.О. не имеет. В настоящее время он не работает, не учится. До настоящего времени Каткилев В.О. жильем не обеспечен, нарушено его право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у него наступили.

Ссылаясь на нормы закона ЯНАО, ЖК РФ и ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать ответчиков предоставить Каткилев В.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам, в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.

Определением суда от 05.10.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительного предмета спора, привлечен Отдел опеки и попечительства Департамента образования Администрации Пуровского района.

В судебном заседании помощник прокурора Головкин Л.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в нём, просил удовлетворить в полном объеме.

Истец Каткилев В.О. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью и пояснил, что он в настоящее время проживает в ранее зарегистрированной квартире в <адрес>, стоит на учете в Администрации Пуровского района, причину снятия с регистрационного учета по постоянному месту жительства объяснить не может.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Пуровский район участие не принимал, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просили, направили отзыв на иск, в котором с исковыми требованиями прокурора не согласны, поскольку финансирование для предоставления жилых помещений детям-сиротам, лица из числе детей-сирот находится в компетенции Правительства ЯНАО, все обязательства предусмотренные законом Администрация МО Пуровский район выполнила.

Ответчик Правительство ЯНАО просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направив возражения на иск, в котором указало, что с исковыми требованиями прокурора не согласно, считает их неправомерными и не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона ЯНАО жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам. Администрацией МО Пуровский район Каткилев В.О. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в Список № 3 на ДД.ММ.ГГГГ год под номером 15. Список утвержден и.о.Губернатором автономного округа ДД.ММ.ГГГГ. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности, установленной Списком Каткилев В.О. не имеет и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. В случае удовлетворения иска ответчик предлагает установить срок, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти округа действий по исполнению решения суда, т.к. в настоящее время свободное жилье, подходящей квадратуры, отсутствует.

Представитель третьего лица Чепур О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить, поскольку они заявлены в интересах Каткилев В.О..

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие представителя ответчика Правительство ЯНАО.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Положениями пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Следовательно, исходя из буквального толкования указанной нормы закона, в случаях названных в части 2 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются не в порядке очередности.

Аналогичная норма закреплена в ст. 8 Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, законом предусмотрено право на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.

Из представленных суду доказательств, в том числе, свидетельства о рождении Каткилев В.О. (л.д.10), свидетельств о смерти (л.д.11,12) следует, что мать истца ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, имеются основания для предоставления истцу жилого помещения на условиях социального найма.

Согласно статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы, принятые субъектом Российской Федерации не должны противоречить федеральным нормативным правовым актам.

Порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам установлен Законом ЯНАО №36-ЗАО от 30.05.2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО»

В соответствии с частью 2 статьи 16 названного Закона жилые помещения по договору со­циального найма предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, состоящим на учете нуждающихся в жилых помеще­ниях, предоставляемых по договору социального найма, в порядке очередности согласно сформированным спискам.

Представленные суду доказательства свидетельствуют, что Каткилев В.О. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен органом местного самоуправления в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2012 году по муниципальному образованию Пуровский район, Каткилев В.О. числится под номером 8.

Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, Каткилев В.О. числится под номером 15.

Проверяя довод ответчика Правительство ЯНАО о том, что Каткилев В.О. не имеет преимущественного права среди внеочередников на предоставление жилого помещения и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников, суд находит, что данное утверждение не соответствует закону.

Поскольку, в силу частей 2 и 8 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, поскольку Жилищным кодексом РФ предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, из числа таковых, по договорам социального найма вне очереди, условие о предоставлении жилья в соответствии с установленной очередностью, противоречит Жилищному кодексу и не может быть применено. Оснований для ограничений прав истца на предоставление жилого помещения вне очереди судом не установлено.

Предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам, из числа таковых, не может быть поставлено в зависимость от наличия списков, очередей и планов органов местного самоуправления. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Имеющимися доказательствами подтверждено, что Каткилев В.О. в собственности жилья не имеет, за ним не закреплено жилое помещение, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей (л.д.14, 15,20).

Таким образом, Каткилев В.О. является нуждающейся в жилом помещении на основании ч.1 ст. 51 ЖК РФ.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» Закона, при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Принимая решение о предоставлении истцу жилого помещения в <адрес>, суд учитывает, что истец в настоящее время проживает в <адрес>, состоит в Администрации МО Пуровский район в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилых помещений.

Учитывая вышеизложенное, суд признает подтвержденным, что истец Каткилев В.О. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения размером не менее 33 кв.м. на территории <адрес>, в связи с чем, исковые требования прокурора Пуровского района являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.

В силу положений статей 6 и 10 ЗАО-№ 36 ЯНАО обязанность по предоставлению Каткилев В.О. жилого помещения по основанию, указанному в п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, как сироте, законом возложена именно на субъект Российской Федерации, и в соответствии с Законом ЯНАО от 25 мая 2010 года № 57 ЗАО «О правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа», Правительство ЯНАО является надлежащим ответчиком по заявленному требованию, следовательно Администрация МО Пуровский район является ненадлежащим ответчиком по делу.

Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда в течение 5 месяцев, суд принимает во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ согласно которой, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представитель Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа свое ходатайство мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади и для предоставления жилого помещения необходимо проведение ряда процедур уполномоченными органами.

Оценивая вышеизложенное, учитывая баланс прав и законных интересов участников разбирательства, суд считает возможным установить Правительству ЯНАО срок для совершения действий по исполнению решения суда – 5 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пуровского района в интересах Каткилев В.О. к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования Пуровский район о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Каткилев В.О. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в городе <адрес> общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В удовлетворении заявленных требований к Администрации муниципального образования Пуровский район – отказать.

Установить, что настоящее решение суда должно быть исполнено Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 5 (пяти) месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решением суда, в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено, с учетом выходных дней 14 ноября 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной ин­станции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий Л.С.Юнусова