о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тарко-Сале 21 ноября 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Юнусовой Л.С.,

при секретаре Зыкове М.М.,

с участием представителя истца Головченко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-860/2011 по иску Головченко А.П., действующего в интересах Скопинцев Л.С., к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Головченко А.П. действуя в интересах истца Скопинцев Л.С., обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором указал, что он является нанимателем квартиры на основании ордера серии I - ФР от ДД.ММ.ГГГГ состоящей из одной комнаты общей площадью 30,20 квадратных метра, расположенной по адресу: <адрес>. С ним проживает его несовершеннолетняя дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО г. Тарко-Сале «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу», в соответствии с п. 1 Распоряжения в перечне признанных многоквартирных домов указанных в приложении, дом по <адрес> был признан аварийным и непригодным для проживания, внесен в Реестр ветхого и аварийного жилищного фонда. Проживать в аварийном доме невозможно, т.к. это представляет угрозу для жизни и здоровья истца и его несовершеннолетней дочери. Ответчик отказывается в добровольном порядке предоставить другое жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства. Ответчик игнорирует жилищные нормы, указанные в настоящем иске и бездействует, жилое помещение по договору социального найма, размером и с учетом нормы предоставления жилой площади, во внеочередном порядке установленного законом, но не менее занимаемого жилого помещения истцом, семье Скопинцев Л.С. не предоставлено.

В иске истец просит обязать ответчика Администрацию муниципального образования город Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого АО устранить допущенного нарушение в отношении Скопинцев Л.С., предоставить жилое помещение, отвечающее критериям благоустроенности для <адрес>, с учетом нормы предоставления жилой площади во внеочередном порядке, на состав семьи из двух человек: Скопинцев Л.С. и ФИО3.

Истец Скопинцев Л.С., действуя в своих интересах и в силу ст.64 СК РФ в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3 участие в судебном заседании не принимал, извещен, направил своего представителя.

В судебном заседании представитель истца Головченко А.П. настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Администрация МО г.Тарко-Сале о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, представителя в судебном заседании не направил, предоставил отзыв на иск, в котором указал, что Администрация муниципального образования не оспаривает факт признания многоквартирного жилого дома, в котором находится жилое помещения квартира аварийным и подлежащим сносу, поскольку многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу Распоряжением Администрации МО г. Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ . Не соглашаясь с предоставлением жилого помещения незамедлительно Администрация сообщает, что в законодательстве есть два основных варианта получения жилого помещения на условиях социального найма это «в порядке очереди» и «во внеочередном порядке». Выводы истца об отсутствии в законодательстве срока на отселение неверно, поскольку срок расселения определен, и определение срока расселения жилого дома в соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, относится к компетенции органа местного самоуправления, и срок такой напрямую отнесен к реализации мероприятий (механизма) по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, что в данном конкретном споре отражено в п. 3 Распоряжения Администрации муниципального образования город Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ , срок расселения указан до ДД.ММ.ГГГГ, и только в случае нарушения Администрацией муниципального образования город Тарко-Сале указанного срока отселения, будут нарушены права истца на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке. Указанный срок отселения установлен в соответствии с реально планируемым отселением, исходя из сложившейся практики. Просит в удовлетворении иска отказать.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ, в отсутствие истца и представителя ответчика.

Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Государственные органы и органы местного самоуправления должны действовать на основе законности, обеспечивать охрану интересов общества, прав и свобод человека и гражданина.

Судом установлено, что Скопинцев Л.С. на основании ордера серия I-ФР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключен договор социального найма . Наниматель в жилое помещение вселен один (л.д.11-14), согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору социального найма совместно с нанимателем в жилое помещение вселена его дочь – ФИО3 (л.д.15). Истец и его дочь зарегистрированы в жилом помещении (л.д.10).

В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилого фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, установлены основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.

Тем самым, федеральным законодательством на органы местного самоуправления, возложена обязанность по контролю за сохранностью муниципального жилого фонда и соответствием жилых помещений, расположенных в нём, установленным требованиям, в том числе путём признания ветхих или аварийных домов непригодными для проживания.

Согласно распоряжения главы МО г.Тарко-Сале от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором проживает истец признан ветхим, аварийным и подлежащим сносу (л.д.7-9). Этим же распоряжением установлен срок отселения жильцов до ДД.ММ.ГГГГ.

В ст. 57 ЖК РФ перечислены основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так, в соответствии с ч. 1 названной статьи ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, которая устанавливает основания предоставления жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, Как указано в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди предоставляется жилое помещение гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Следовательно, исходя из буквального толкования указанной нормы закона, в случаях, названных в части 2 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются не в порядке очередности.

Аналогичная норма содержится в п.3 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом. в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Таким образом, в связи с признанием жилого дома аварийным у Скопинцев Л.С. и его дочери возникло право на получение жилья по социальному найму, вне очереди.

В силу ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Из предоставленной суду справки, следует, что Скопинцев Л.С.. и его дочь на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в Администрации МО г.Тарко-Сале не состояли и не состоят.

В силу ч.3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что после признания дома аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ ответчик предлагал истцам переселиться в иное благоустроенного жилое помещение. Более того, ответчиком установлен срок переселения истцов до ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая довод ответчика о том, что срок отселения установлен в соответствии с п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" суд находит, что установление срока не соответствует закону, а потому не может быть применено, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, более того с момента признания дома аварийным прошло более года, но за данный период ответчик каких-либо мер по переселению не предпринимал.

Оснований для ограничений прав истца на предоставление жилого помещения вне очереди судом не установлено. Факт того, что истец не стоит на учете по предоставлению жилья во внеочередном порядке, не является в данном случае юридически значимым обстоятельством.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» №14 от 02.07.2009 года отмечено, что суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ. Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В силу положений статей 57, 85, 86, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, статьи 28-5 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО», гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, в случае сноса дома или в случае признания жилых помещений непригодными для проживания, предоставляются жилые помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади ранее занимаемым.

Указанные требования закона ответчиком не выполнены.

Учитывая вышеизложенное суд полагает, что истцу и его дочери должно быть предоставлено жилое помещение благоустроенное применительно к <адрес> по договору социального найма, общей площадью не менее 30,20 кв.м., во внеочередном порядке.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Головченко А.П., действующего в интересах Скопинцев Л.С. к Администрации МО г. Тарко-Сале о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования город Тарко-Сале предоставить Скопинцев Л.С. и члену его семьи ФИО3 благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма в городе <адрес> общей площадью не менее 30,20 квадратных метров во внеочередном порядке.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 25 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий Л.С.Юнусова