о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 08 декабря 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Сологуб М.В., с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Головкин Л.В., представителя третьего лица Радушкина О.М., при секретаре Зыкове М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 886/11 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Интегра-Геофизика» о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Интегра-Геофизика» о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в данной организации до настоящего времени рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы (не выделены).

Среднесписочная численность работников филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1037 человек, поэтому на 2011 год расчетная квота для приема на работу инвалидов составляет 20 рабочих мест. Приказом Департамента занятости населения ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ для филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» на ДД.ММ.ГГГГ год установлено 3 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Однако в настоящее время в филиале ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» в счет квоты создано лишь одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Таким образом, в филиале ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В иске прокурор Пуровского района просит обязать ОАО «Интегра-Геофизика» создать (выделить) 19 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района ГоловкинЛ.В. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям и доводам.

Суд определил в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика - ОАО «Интегра-Геофизика», поскольку ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика, представила отзыв на иск.

В отзыве на иск ответчик сообщает, что с исковыми требования прокурора не согласны, по их мнению, прокурор необоснованно рассчитал указанную квоту. Поскольку основным видом деятельности ответчика является выполнение геологоразведочных и сейсморазведочных работ, создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов в составе подразделений, осуществляющих эти виды работ в полевых условиях в районах Крайнего Севера будет нарушать ст. 37 Конституции РФ, так как работы в сейсмопартиях сопряжены с тяжелыми, вредными условиями труда, в полевых условиях невозможно создать отвечающие действующим правилам условия труда для работы инвалидов. Ответчик ссылается, что в состав филиала входят сейсморазведочные партии, находящиеся в различных районах и регионах, в том числе: в <адрес> (СП -20, 32, 39) – 474 работника; в <адрес> (ССП -150) -155 работников; в <адрес> (СП-25,39) – 139 работников, в <адрес> (СП -40) – 62 работника; в <адрес> (СП-21) – 115 работников. Поскольку среднесписочный состав работников филиала ответчика, осуществляющих трудовую деятельность в составе административно-управленческого персонала и вспомогательных подразделений филиала (88 работников), а также в сейсморазведочных партиях <адрес> (336 работников) на территории <адрес> составляет всего 424 работника, квота для трудоустройства инвалидов, согласно позиции прокурора, должна устанавливаться в размере 8 рабочих мест, а не 20, как указано в иске. Однако поскольку у ответчика имеется возможность создать постоянные рабочие места для инвалидов, отвечающие всем требованиям действующего законодательства РФ, только в составе административно - управленческого персонала и вспомогательных подразделениях филиала, и определение квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исходя из среднесписочной численности работников не всего филиала, а только из численности работников, осуществляющих трудовую деятельность в составе административно - управленческого персонала и вспомогательных подразделений филиала, а именно, из численности 88 работников (то есть менее 100 человек), что дает ответчику, по его мнению, право не устанавливать минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов (квоту). Ответчик сообщает, что Обществом было выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалида, с ним заключен трудовой договор. В отзыве ответчик просит в иске прокурора отказать.

Представитель третьего лица Радушкина О.М. исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, поскольку ответчиком не соблюдаются требования законодательства о социальной защите инвалидов, в случае невозможности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов ответчик вправе, как это делают другие организации в районе, заключить с иным работодателем соглашение об организации таких рабочих мест.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив доводы иска и отзыва, добытые доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Согласно п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.

В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Статьей 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» закреплено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО от 27.06.2008 года № 54-ЗАО квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года.

В силу перечисленных законов установление квоты рабочих мест для инвалидов является обязанностью юридического лица.

Как следует из правоустанавливающих документов, решением Совета директоров ОАО «Интегра-Геофизика» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о филиале ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток», согласно которому филиал создан в соответствии с Уставом Общества, является обособленным подразделением Общества, расположенным вне места его нахождения, не является юридическим лицом, местонахождение филиала: <адрес>, филиал создан в целях осуществления функций Общества на территории деятельности филиала, директор филиала действует на основании доверенности, выданной генеральным директором ОАО «Интегра-Геофизика» (л.д. 11-16, 7-10).

Согласно Приказу Департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении для организаций Ямало-Ненецкого автономного округа минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на 2011 год» для ОАО «Интегра-Ямалгеофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» при среднесписочной численности работников в 1010 человек квота для трудоустройства инвалидов составляет 20 рабочих мест, в том числе установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты – 3 рабочих места (л.д.17-19).

Из представленной и.о. директора филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднесписочная численность работников филиала на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1037 человек и выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалида. Руководитель филиала сообщает, что рабочие места в соответствии с установленной квотой 2011 г. не выделены, что обусловлено характером геологоразведочных работ, проводимых в полевых условиях районов Крайнего Севера и требованиями, предъявляемыми к состоянию здоровья работников филиала, задействованных при производстве сейсморазведочных работ в полевых условиях (л.д.6).

Согласно представленной ответчиком сводке на ДД.ММ.ГГГГ списочный состав работников филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» составляет 1080 человек (л.д. 51), создано одно специальное место для трудоустройства инвалида (л.д. 52-61).

Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте.

Оценивая представленные сторонами суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов и создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае ОАО «Интегра-Геофизика», учитывая, что среднесписочная численность работников филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» составляет 1037 человек, то есть свыше 100 человек, в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» ответчик обязан создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Проверив указанное в иске число рабочих мест для инвалидов, создать которые прокурор просит обязать ответчика, суд находит его правильным, соответствующим установленной законом квоте – не менее двух процентов от среднесписочной численности (1037 х 2% = 20,74).

Ответчик в отзыве и представленных документах подтвердил, что рабочие места для трудоустройства инвалидов в филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток»им действительно не созданы, выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалида.

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, что у него создано (выделено) 19 мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой и создано (выделено) в том числе 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Эти обстоятельства ответчиком не оспариваются.

При этом суд находит несостоятельными доводы ответчика в отзыве о том, что указанные выше требования закона не выполняются в связи с тем, что с учётом характера выполнения геологоразведочных и сейсморазведочных работ у ответчика имеется возможность создать постоянные рабочие места для инвалидов, отвечающие всем требованиям действующего законодательства РФ, только в составе административно - управленческого персонала и вспомогательных подразделениях филиала, а учитывая среднесписочную численность работников не всего филиала, а только численности работников, осуществляющих трудовую деятельность в составе административно - управленческого персонала и вспомогательных подразделений филиала, а именно, из численности 88 работников (менее 100 человек), что якобы дает ответчику право не устанавливать минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов (квоту), и как максимум, при расчёте квоты необходимо учитывать среднесписочную численность работников филиала, осуществляющих трудовую деятельность на территории Пуровского района – 424 человека.

Эти доводы ответчика не основаны на действующем законодательстве, поскольку положения указанных ФЗ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона ЯНАО от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» никаких исключений для ответчика в части соблюдения требований закона не содержат. Так, статьей 20 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 года) «О социальной защите инвалидов в РФ» прямо предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Следовательно, действие данного федерального закона распространяется на все без исключения организации, к которым относится, в том числе, и ответчик.

Из анализа указанных норм следует, что на работодателей возлагается обязанность создавать (выделять) рабочие места и специальные рабочие места в процентах от среднесписочной численности работников.

В соответствии с Приказом Росстата от 12.11.2008 года № 278 (в редакции от 14.03.2011 года) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения», Форма № П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода (п. 82). В списочную численность работников (строка 27) включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

Исходя из этого, в списочную численность целыми единицами включаются, в том числе, работники, выполняющие работу по срочным трудовым договорам. Данные Указания не содержат положений об исключении из среднесписочной численности работников лиц, работающих в опасных, вредных, полевых условиях труда.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что согласно ч. 1 ст. 8 ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» в случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу в соответствии с настоящим Законом инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест.

Поскольку согласно Положению местонахождение филиала ОАО «Интегра-Геофизика» - «Ямалгеофизика-Восток» - <адрес>, независимо от того, на территории каких административных районов осуществляет деятельность данный филиал Общества, предусмотренные законом нормы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов применяются, исходя из списочного состава всего филиала, а не только числа работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Пуровского района ЯНАО.

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц установлено ст. 45 ГПК РФ. Согласно Положению (л.д.11-16) филиал ОАО «Интегра-Геофизика»- «Ямалгеофизика- Восток» не является юридическим лицом, являясь обособленным подразделением, расположенным в <адрес>, в связи с чем иск подан в соответствии с требованиями подсудности.

Учитывая, что на день подачи иска и в настоящее время ответчиком выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалида, то есть не создано (не выделено) ещё 19 мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой и не создано (не выделено) в том числе 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов, исковые требования и.о. прокурора Пуровского района суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования и.о. прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Интегра-Геофизика» - удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Интегра-Геофизика» создать (выделить) 19 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с открытого акционерного общества «Интегра-Геофизика» государственную пошлину в местный бюджет в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 13 декабря 2011 года.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной ин­станции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий-