о включении периода работы в стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2011 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Бреевой С.С.,

при секретаре Пешковой О.В.,

с участием истца – Тиху Д.В., представителей ответчика – Мавлютова О.Н., Семихина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-889/11 по исковому заявлению Тиху Д.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пуровском районе о включении периода работы в стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Тиху Д.В. обратился в суд с иском к ответчику, в котором указал, что он работал на Карагайлинском горно-обогатительном комбинате в цехе ВЗТ в качестве машиниста бульдозера для работы в карьере. Глубина данного карьера с ДД.ММ.ГГГГ года составляет свыше 150 метров. На данный момент Карагайлинский горно-обогатительный комбинат не существует. Ему было отказано ответчиком в досрочном назначении пенсии и затребована справка о глубине карьера. Тиху Д.В. просит рассмотреть его заявление на досрочный уход на пенсию по 1 категории и установить глубину карьера на Карагайлинском горно-обогатительном комбинате.

Определением Пуровского районного суда от 28 ноября 2011 года были приняты увеличенные истцом исковые требования.

В судебном заседании истец Тиху Д.В. поддержал исковые требования, дополнив, что он просит включить период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Карагайлинском горно-обогатительном комбинате в должностях машиниста и машиниста бульдозера в стаж работы, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости, отметив, что глубина карьера на период его работы уже составляла более 122 метров, об этом ему стало известно от работников данного карьера. У него имеется справка о том, что глубина карьера составляла на ДД.ММ.ГГГГ год 150 метров, но данная справка ответчика не устраивает. Он неоднократно выезжал в <адрес>, чтобы получить справку о глубине карьера, но, так как предприятие находится в <адрес>, с ним никто не желает разговаривать, и ему не выдают запрашиваемую справку.

Представитель ответчика Семихина О.С. исковые требования не признала, поддержала отзыв на иск и дополнила, что Тиху Д.В. обратился к ним с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ. В ходе рассмотрения документов было вынесено решение об отказе в назначении пенсии. Основным мотивом отказа Тиху Д.В. в назначении досрочной пенсии явилось то, что истец не представил подтверждающего документа о глубине карьера где он работал, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по разделу 3 имеют работники разрезов (карьеров) либо рудников по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже. В трудовой книжке отсутствуют сведения о наименовании карьера и о глубине карьера, в котором работал Тиху Д.В. В подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы. Истцом соответствующих документов им представлено не было. Справка от ДД.ММ.ГГГГ, подписана ФИО5, должность которого не усматривается, а подпись заверена печатью отдела кадров, поэтому они её не приняли во внимание. В справке от ДД.ММ.ГГГГ указано, что карьер Главный Карагайлинского горно-обогатительного комбината с ДД.ММ.ГГГГ года достиг глубины свыше 150 метров, но подпись директора комбината заверена печатью отдела кадров, что также не соответствует Правилам по оформлению документа. Считает, что период работы Тиху Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку глубина карьера имеет значение для назначения досрочной пенсии, а она достоверно не установлена.

Представитель ответчика Мавлютова О.Н. также не согласилась с заявленными требованиями и просила в иске Тиху Д.В. отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом – ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 27 указанного закона предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии со ст. 281 указанного выше Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 ст. 27 настоящего Федерального Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Закона 173-ФЗ» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам в связи с работой с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда применяется «Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года.

Из представленной суду трудовой книжки истца Тиху Д.В. (л.д. 11-12) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в Карагайлинский горно-обогатительный комбинат в ВЗТ трактористом, а с ДД.ММ.ГГГГ переведен в цех внутризаводского транспорта машинистом Т-108 для работы в карьере, ДД.ММ.ГГГГ заявитель был уволен по собственному желанию.

Справка, подтверждающая характер работы или условия труда для назначения государственного социального пособия (л.д. 19) подтверждает факт работы Тиху Д.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение 7 лет 8 месяцев в Карагайлинском горно-обогатительном комбинате во вредных, особо вредных, тяжелых условиях труда, что предусмотрено Списком .

Представленные истцом справки (л.д. 16, 17) подтверждают, что Карагайлинский горно-обогатительный комбинат с ДД.ММ.ГГГГ преобразован в АО «Карагайлинский ГОК», а ДД.ММ.ГГГГ АО «Карагайлинский ГОК» ликвидирован и в настоящее время данной организации не существует.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором комбината ФИО7 (л.д. 18) подтверждено, что согласно проекту разработки карьера Главный Карагайлинского горно-обогатительного комбината его глубина с 1977 года составляет свыше 150 метров.

Из архивной справки (л.д. 33) усматривается, что истец действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Карагайлинском ГОКа (горно-обогатительный комбинат) <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ переведен в цех ВЗТ машинистом Т-108 для работы в карьере, затем на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ переведен в цех ВЗТ машинистом бульдозера по шестому разряду для работы в карьере ДЭТ-250 и в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Тиху Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.

Как следует из решения от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ (ГУ) в Пуровском районе (л.д. 9-10) Тиху Д.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, поскольку в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ, такое право у него отсутствует.

Из представленного суду отзыва и пояснений представителей ответчика следует, что при обращении истца в Пенсионный фонд для назначения досрочной пенсии, ему было отказано в назначении такой пенсии, поскольку им не представлены соответствующие документы, подтверждающие его занятость на работе в карьере глубиной 150 метров и ниже, полный рабочий день.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В судебном заседании достоверно установлено, что истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на карьере в Карагайлинском горно-обогатительном комбинате, которое впоследствии было неоднократно реорганизовано, в должностях машиниста и машиниста бульдозера. Ответчиком не опровергнуто, что глубина карьера в котором работал истец в спорный период не достигала 150 метров, вместе с тем, истцом в подтверждение данного факта представлена справка (л.д. 18), а в соответствии со ст. 185 ГПК РФ в судебном заседании была просмотрена видеокассета с изображением карьера, где работал истец. У суда нет оснований не доверять объяснениям истца о том, что глубина карьера, где он работал, была менее 150 метров, кроме того, объяснения истца подтверждаются иными доказательствами по делу. Суд обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что истец выполнял работу по совместительству, либо не был занят в льготной должности в течение 80% рабочего времени.

Суд обращает внимание, что при выполнении истцом работ в карьере в должностях машиниста и машиниста бульдозера в Карагайлинском горно-обогатительном комбинате он, безусловно, подвергался неблагоприятному воздействию, с учетом специфики и характера работы, условий труда, и то, что Тиху Д.В. в настоящее время по объективным причинам лишен возможности получить справку подтверждающую льготный характер его работы не должно ущемлять его конституционные права на получение пенсии досрочно.

Таким образом, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения требований истца и включении периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Карагайлинском горно-обогатительном комбинате в должностях машиниста и машиниста бульдозера в стаж работы, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В силу ч. 3 ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Суд обращает внимание ответчика, что при назначении Тиху Д.В. пенсии необходимо учесть возникшее у него право на назначение пенсии, а также то, что истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Включить период работы Тиху Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Карагайлинском горно-обогатительном комбинате в должностях машиниста и машиниста бульдозера в стаж работы, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней с момента ознакомления с решением суда в окончательной форме. С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, с учетом выходных дней могут ознакомиться 21 декабря 2011 года.

Судья С.С. Бреева