об оспаривании решения призывной комиссии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 08 декабря 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Бородулиной С.Н.,

при секретаре Пономаревой Л.Ю.,

с участием заявителя Клементьев Б.А., представителей Отдела военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа по г. Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам Депутатов В.Ю., Воловиченко П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Клементьев Б.А. об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Клементьев Б.А. обратился в Пуровский районный суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования Пуровский район, в котором сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ после прохождения медицинских освидетельствований ему было отказано в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, и решением призывной комиссии он был призван для прохождения военной службы. С решением призывной комиссии не согласен по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ году он поступил в <данные изъяты> высшего учебного заведения, тем самым был зачислен на Государственную противопожарную службу и был назначен курсантом на должность рядового состава с присвоением специального звания рядовой внутренней службы. В ДД.ММ.ГГГГ года закончил учебное заведение - <данные изъяты> (переименован в ДД.ММ.ГГГГ году), и ему был выдан диплом от ДД.ММ.ГГГГ, присвоено специальное звание лейтенант внутренней службы (приказ министра МЧС России С.К. Шойгу от ДД.ММ.ГГГГ). После окончания обучения без перерыва в трудовой деятельности был направлен для дальнейшего прохождения службы в <адрес> на должность инспектора инспекции госпожнадзора <данные изъяты> (приказ ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ). На сегодняшний день он проходит службу в органах ГУ МЧС России по ЯНАО в должности заместителя начальника отдела надзорной деятельности по МО Пуровский район и имею специальное звание капитан внутренней службы.

На период его поступления в ДД.ММ.ГГГГ году в <данные изъяты> действовала редакция пункта «з» части 1 статьи 24 ФЗ №53 от 28 марта 1998 года N 27-ФЗ следующего содержания: «окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

Таким образом, на период прохождения службы (с начала учебы в ДД.ММ.ГГГГ году по сегодняшний день) он имел и имеет законные основания получить отсрочку от призыва на военную службу на период прохождения службы в органах ГПС согласно статье 24 ФЗ №53 от 28 марта 1998 года, так как, во-первых, до ДД.ММ.ГГГГ ему было присвоено специальное звание рядовой внутренней службы (в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года) и, во-вторых, в ДД.ММ.ГГГГ году он закончил учебное заведение системы МЧС России и, получив специальное звание лейтенант внутренней службы, по сегодняшний день проходит службу в ГУ МЧС России по ЯНАО, в то время, когда изданные изменения ФЗ №312 от 17.09.2009 года не вступили в свое действия, то есть в законную силу. По сегодняшний день он продолжает проходить службу в органах Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по ЯНАО и соответственно, оснований для отказа в предоставлении отсрочки нет.

В заявлении Клементьев Б.А. просит признать решение призывной комиссии в части его призыва на военную службу незаконным, отменить и обязать предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу.

В судебном заседании заявитель Клементьев Б.А. поддержал свое заявление по изложенным в нем доводам.

Председатель призывной комиссии муниципального образования Пуровский район ФИО5 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии со ст. 257 ч. 2 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие председателя призывной комиссии. В письменных возражениях на заявление Клементьев Б.А. ФИО5 сообщила, что считает требования заявителя незаконными. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования и специальных званий – на время службы в этих органах и учреждениях. В соответствии с ФЗ от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года до ДД.ММ.ГГГГ, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до окончания оснований. Учитывая, что отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена Клементьев Б.А.на время его обучения в <данные изъяты>, и что срок действия отсрочки истек, с момента окончания обучения призывной комиссией было вынесено решение о призыве Клементьев Б.А. на военную службу.

Представители Отдела военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа по г. Губкинский, Пуровскому и Красноселькупскому районам Депутатов В.Ю. и Воловиченко П.В. в судебном заседании с заявлением Клементьев Б.А. также не согласились, поддержав письменные возражения председателя призывной комиссии ФИО5 Депутатов В.Ю. пояснил, что в соответствии с п.п. «з» п.1 ст. 24 Закона отсрочка предоставляется при наличии высшего профессионального образования и специального звания. Клементьев Б.А. был принят на воинский учет только в ДД.ММ.ГГГГ году, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он на учете не состоял. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах Клементьев Б.А. не был призван на военную службу в связи с исполнением плана призыва. В ДД.ММ.ГГГГ году на призывную комиссию не являлся, думая, что имеет право на отсрочку. В этом году прибыл после обращения к его руководителю, и было принято решение о его призыве. Полагает, что Клементьев Б.А. неправильно трактует закон. Воловиченко П.В. поддержал объяснения Депутатов В.Ю., и дополнил, что в Инструкции Министерства обороны о призыве указан Перечень документов для предоставления отсрочки, в котором указан диплом о высшем образовании.

Судом исследованы представленные заявителем документы, а также материалы личного дела призывника Клементьев Б.А., удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Выписка из книги протоколов от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии по Пуровскому району (л.д. 6) подтверждает, что Клементьев Б.А. был признан годным к военной службе, и на основании ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» было принято решение призвать его на военную службу.

Контракт от ДД.ММ.ГГГГ о службе в Министерстве чрезвычайных ситуаций (л.д. 10) свидетельствует, что Клементьев Б.А. взял на себя обязательство окончить учебное заседание и служить по контракту не менее 5 лет после окончания учебного заведения МЧС России. Пунктом 3 Контракта предусмотрено, что он вступает в силу со дня зачисления сотрудника в учебное заседание МЧС России.

Копия диплома СБ и приложение к нему подтверждают, что в ДД.ММ.ГГГГ году Клементьев Б.А. поступил в Ивановский филиал Академии ГПС МЧС России и ДД.ММ.ГГГГ окончил <данные изъяты> (л.д. 8-9).

Как следует из личного дела призывника Клементьев Б.А., решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «з» п. 1 ст. 24 закона до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министра МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ рядовому внутренней службы Клементьев Б.А. было присвоено специальное звание лейтенанта внутренней службы, а Приказом начальника ГУ МЧС РФ по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность инспектора Инспекции госпожнадзора <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13). На период службы с Клементьев Б.А.был заключен соответствующий контракт (л.д. 11).

Справка подтверждает, что Клементьев Б.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в должности заместителя начальника отдела надзорной деятельности по <адрес> (л.д. 14).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исследованные в судебном заседании документы свидетельствуют, что решение, принятое призывной комиссией о призыве на военную службу относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

За время после принятия названного Федерального закона в него неоднократно вносились изменения в нормы, регулирующие порядок предоставления отсрочки от военной службы. На период предоставления Клементьев Б.А. отсрочки от призыва на военную службу ДД.ММ.ГГГГ действовала редакция названного закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, 21 июля 1998 № 117-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ и от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ.

В соответствии с пунктом «з» пункта 1 статьи 24 № 53-ФЗ в названной редакции, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах.

Таким образом, отсрочка от военной службы была предоставлена Клементьев Б.А. в связи с наличием предусмотренных оснований, а именно: в связи с обучением в образовательном учреждении системы МЧС РФ, получением специального звания, и действие данной отсрочки распространялось на время службы в этих органах.

Следовательно, несмотря на указание в решении призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ срока действия отсрочки до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до окончания обучения Клементьев Б.А. в <данные изъяты>, следует признать ее действие продолжающимся в силу закона, так как Клементьев Б.А. после окончания учебного заведения поступил на службу в Государственную противопожарную службу, и ему присвоено специальное звание.

При таких обстоятельствах довод председателя призывной комиссии о том, что срок действия отсрочки у Клементьев Б.А. истек с момента окончания обучения, не соответствует редакции Федерального закона № 53-ФЗ, действующей на момент принятия решения об отсрочке (ДД.ММ.ГГГГ.).

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» внесены уточнения в основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу по п.п. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», которые вступили в силу с 1 января 2010 года, в соответствии с которыми отсрочка от призыва предоставляется лицам при наличии у них высшего профессионального образования.

У Клементьев Б.А. действительно нет высшего профессионального образования. Вместе с тем, до 1 января 2010 года, до вступления в силу закона № 312-ФЗ, наличие такового не было обязательным при принятии решения об отсрочке от призыва.

Статьей 2 ФЗ от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Так как судом установлено, что после окончания учебного заведения системы МЧС РФ Клементьев Б.А. поступил на службу в орган Государственной противопожарной службы, действие предоставленной ему ДД.ММ.ГГГГ отсрочки продолжается на время службы в этом органе.

На момент принятия оспариваемого решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Клементьев Б.А. также проходит службу в должности заместителя начальника отдела надзорной деятельности по <адрес> (л.д. 14), а, следовательно, основания для предоставления отсрочки по правилам, существовавшим на момент ее предоставления, не отпали, и в силу закона у него имеется право на отсрочку от призыва на военную службу в период его службы в органах МЧС РФ.

При этом суд учитывает, что Клементьев Б.А. состоит на воинском учете в Отделе военного комиссариата Пуровского района с ДД.ММ.ГГГГ, однако на протяжении более трех лет вопрос о сохранении или прекращении действия отсрочки или о его призыве на военную службу не разрешался.

Согласно положениям, закрепленным в ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Однако органом, чьи действия оспариваются, не представлено бесспорных доказательств того, что основания для сохранения Клементьев Б.А. отсрочки от призыва на военную службу от ДД.ММ.ГГГГ отпали, и что решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Клементьев Б.А. на военную службу соответствует закону.

В пунктах 28-30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Так как законность оспариваемого решения призывной комиссией МО Пуровский район не подтверждена, а доводы заявителя соответствуют Федеральному закону от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, 21 июля 1998 № 117-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ и от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, а также от 17.12.2009 года № 312-ФЗ, заявление Клементьев Б.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Клементьев Б.А. признать обоснованным.

Признать решение призывной комиссии по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ в части призыва Клементьев Б.А. на военную службу незаконным и отменить.

Обязать призывную комиссию по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа устранить допущенные нарушения и предоставить Клементьев Б.А. отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального Закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 14 декабря 2011 года.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий