возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 22 декабря 2011 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Сологуб М.В., с участием помощника прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Ахметов А.Р., при секретаре Казиевой З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 995/2011 по иску и.о. прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Уренгойнефтегазгеология» о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, третье лицо – Государственное казенное учреждение ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к открытому акционерному обществу «Уренгойнефтегазгеология» о возложении обязанности создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, мотивировав свои требования тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в нарушение Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в данной организации до настоящего времени рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы (не выделены).

Среднесписочная численность работников ОАО «Уренгойнефтегазгеология» на ДД.ММ.ГГГГ составляет 951 человек, поэтому на ДД.ММ.ГГГГ год расчетная квота для приема на работу инвалидов составляет 19 рабочих мест. Приказом Департамента занятости населения ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ для ОАО «Уренгойнефтегазгеология» на ДД.ММ.ГГГГ год установлено 2 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. Однако в настоящее время в ОАО «Уренгойнефтегазгеология» в счет квоты создано лишь одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Таким образом, в ОАО «Уренгойнефтегазгеология» нарушается гарантированное ст.37 Конституции РФ право неопределенного круга лиц (инвалидов) на трудоустройство и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В иске прокурор Пуровского района просит обязать ОАО «Уренгойнефтегазгеология» создать (выделить) 18 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района ФИО4. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям и доводам.

Суд определил в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика - ОАО «Уренгойнефтегазгеология» и третьего лица – государственного казенного учреждения ЯНАО Центр занятости населения г. Тарко-Сале, поскольку ответчик и третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки своих представителей не сообщили, ответчик не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив доводы иска, добытые доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Согласно п.п. «б», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одним из таких мероприятий является установление в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Так, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) – ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ.

В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Статьей 4 Закона ЯНАО от 27.06.2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» закреплено, что уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере квотирования рабочих мест (Департамент занятости населения ЯНАО) устанавливает минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты и доводит до сведения работодателей, осуществляет контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Согласно ст. 5 указанного Закона ЯНАО от 27.06.2008 года № 54-ЗАО квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года.

В силу перечисленных законов установление квоты рабочих мест для инвалидов является обязанностью юридического лица.

Согласно Приказу Департамента занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.10.2010г. №90-П «Об установлении для организаций Ямало-Ненецкого автономного округа минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на 2011 год» для ОАО «Уренгойнефтегазгеология» при среднесписочной численности работников в 912 человек установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты – 2 рабочих места (л.д.5-7).

Из представленной и начальником отдела кадров ОАО «Уренгойнефтегазгеология» информации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что среднесписочная численность работников на ДД.ММ.ГГГГ составляет 951 человек и выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов ( л.д.8).

Из содержания ст. 7 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» следует, что именно работодатели обязаны предоставлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек, а также представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест, содержащую, в том числе, данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест и так далее. При этом Центры занятости населения должны направлять инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места пропорционально установленной в соответствующей организации квоте.

Оценивая представленные суду доказательства, принимая во внимание, что с целью обеспечения инвалидам гарантий трудоустройства законодательством предусмотрено, что установление квоты рабочих мест для инвалидов и создание (выделение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов является обязанностью работодателя, в данном случае ОАО «Уренгойнефтегазгеология», учитывая, что среднесписочная численность работников Общества составляет 951 человек, то есть свыше 100 человек, в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» ответчик обязан создать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Проверив указанное в иске число рабочих мест для инвалидов, создать которые прокурор просит обязать ответчика, суд находит его правильным, соответствующим установленной законом квоте – два процента от среднесписочной численности (951 х 2% = 19,02).

Ответчик в представленном сообщении подтвердил, что рабочие места для трудоустройства инвалидов в ОАО «Уренгойнефтегазгеолгия» им действительно не созданы (не выделены), выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалида.

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства, что у него создано (выделено) 18 мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой, и создано (выделено) в том числе 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов. Эти обстоятельства ответчиком не оспорены.

Положения указанных ФЗ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона ЯНАО от 27 июня 2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» никаких исключений для ответчика в части соблюдения требований закона не содержат. Так, статьей 20 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции от 19 июля 2011 года) «О социальной защите инвалидов в РФ» прямо предусмотрено, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Следовательно, действие данного федерального закона распространяется на все без исключения организации, к которым относится, в том числе, и ответчик.

Кроме того, необходимо принять во внимание, что согласно ч. 1 ст. 8 ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» в случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу в соответствии с настоящим Законом инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест.

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц установлено ст. 45 ГПК РФ.

Учитывая, что на день подачи иска и в настоящее время ответчиком выделено 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалида, то есть не создано (не выделено) ещё 18 мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой, и не создано (не выделено) в том числе одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов, исковые требования и.о. прокурора Пуровского района суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования и.о. прокурора Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Уренгойнефтегазгеология» - удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Уренгойнефтегазгеология» создать (выделить) 18 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать 1 специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с открытого акционерного общества «Уренгойнефтегазгеология» государственную пошлину в местный бюджет в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной ин­станции в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу, при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного решения.

Председательствующий-