РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Тарко-Сале 03 февраля 2012 года Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бородулиной С.Н., при секретаре судебного заседания Пономаревой Л.Ю., а также с участием истцов Василенко П.В., Василенко Т.И., Шепелева Н.П., представителя истцов Павленчик Т.В., представителя ответчика Арифуллина И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-21/2012 по иску Василенко П.В., Василенко Т.И., Шепелева Н.П. к Администрации муниципального образования поселок Пурпе о предоставлении жилого помещения вне очереди, УСТАНОВИЛ: Василенко П.В., Василенко Т.И. и Шепелева Н.П. обратились в Пуровский районный суд с иском к Администрации МО п. Пурпе, в котором сообщили, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Управление производственно-технической комплектации треста «Тарасовскнефтегазстрой» предоставило им временное жилое помещение по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им выдан ордер. Они проживают в данном жилом помещении до сих пор, при этом зарегистрированы по месту работы по адресу <адрес> Впоследствии номер вагона изменен на №. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ вагон, в котором они проживают, признан временным жильем, подлежащим ликвидации. ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил их, что вагон № в <адрес> является самовольной постройкой, и предложил освободить строение от своих вещей и передать его для последующего сноса. Другого жилья у них нет. Так как занимаемый ими вагон является ветхим и аварийным, согласно ст. 57 ЖК РФ им должно быть предоставлено другое жилое помещение. В иске Василенко П.В., Василенко Т.И. и Шепелева Н.П. просят обязать Администрацию МО п. Пурпе предоставить им вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в поселке Пурпе общей площадью не менее 54 кв. м. В судебном заседании истцы и их представитель адвокат Павленчик Т.В. поддержали исковые требования. Представитель ответчика Администрации МО Пурпе Арифуллина И.Ф. в судебном заседании исковые требования истцов не признала, пояснив, что ответчики не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации поселка Пурпе. В ДД.ММ.ГГГГ году истцу Василенко П.В. вместе с супругой была предоставлена жилищная субсидия за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в <адрес>. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам. Представленные доказательства свидетельствуют, что ДД.ММ.ГГГГ Василенко П.В. по месту работы в Управлении производственно-технической комплектации треста «Тарасовскнефтегазстрой» был выдан ордер на временное жилое помещение – вагон № в <адрес> (л.д. 11). Истцы настаивают, что с тех пор и до настоящего времени проживают в данном балке. При этом Василенко П.В. с ДД.ММ.ГГГГ, а его супруга Василенко Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу <адрес> (л.д. 6-8). Факт проживания истцов в балке № <адрес> подтвержден справкой, согласно которой Шепелева Н.П. обучалась в школе № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, и проживала в указанном балке (л.д. 21). При этом по учетам отделения УФМС России по ЯНАО в <адрес> Шепелева Н.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик - Администрация МО п. Пурпе представила суду справку, подтверждающую, что истцы не состояли на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации МО п. Пурпе за период с ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, им представлена суду информация Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о том, что Василенко П.В. в ДД.ММ.ГГГГ году получил жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения в <адрес> на состав семьи два человека, в т.ч. жена Василенко Т.И. Уже после предоставления субсидии - ДД.ММ.ГГГГ, Администрация п. Пурпе заключила договор о разрешении проживания в приспособленных под жилье балках-вагонах с Василенко П.В., разрешив ему, а также членам его семьи Василенко Т.И. и Шепелева Н.П., проживание и регистрацию в вагоне № <адрес>. Как пояснили истцы, по данному договору свое проживание в вагоне они не зарегистрировали, сохранив прежнюю регистрацию в <адрес>. Истцы настаивают, что вагон № – это тот же вагон, который был предоставлен им вначале - №. Решением Пуровской районной Думы № 48 от 7 декабря 2001 года, которая была изучена судом, была принята Программа переселения жителей и ликвидации вагон-городков в поселке Пурпе МО Пуровский район в 2002-2005 годах. Названной Программой переселения жителей и ликвидации вагон-городков в поселке Пурпе МО Пуровский район в 2002-2005 годах признано, что балки в <адрес> были приспособлены под жилье, и вагон-городки создавались для временного расселения работников для решения общегосударственных производственных задач предприятиями строительного и нефтегазового комплекса. Программа была направлена на ликвидацию вагон-городков путем решения вопроса обеспечения жильем жителей, проживающих в городках, построения нового жилья и изменения инфраструктуры поселка. Данная программа требовала решить вопрос обеспечения жильем жителей, проживающих в вагон-городках. Во исполнение положений Программы, распоряжением Администрации МО Пуровский район от ДД.ММ.ГГГГ года № вагончики, балки, бочки, расположенные в <адрес>, в том числе в <адрес>, были признаны ветхим жильем, подлежащим ликвидации, внесены в реестр ветхого и аварийного жилищного фонда (л.д. 23). Разрешая исковые требования Василенко П.В., Василенко Т.И. и Шепелева Н.П., суд учитывает, что основанием для иска является проживание в жилом помещении, являющимся ветхим и аварийным, со ссылкой на ст. 57 ч. 2 ЖК РФ. В соответствии со ст. 57 ч. 1 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1). Между тем, обязательным условием для предоставления жилья по данному основанию является принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях. Частью 3 статьи 52 ЖК РФ закреплено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Вместе с тем, истцы не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации МО п. Пурпе, сохранив регистрацию по месту жительства в <адрес>. Кроме того, занимаемое истцами жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции. Распоряжение Администрации МО Пуровский район от ДД.ММ.ГГГГ не содержит вывода о непригодности балка № (№). Данным распоряжением все балки, вагончики и бочки в <адрес>, а также в других районах <адрес> были признаны временным жильем, подлежащим ликвидации. При таких обстоятельствах оснований для предоставления истцам жилья вне очереди по правилам ст. 57 ч. 2 п. 1 ЖК РФ не имеется. Учитывая значимость заявленных исковых требований для истцов, суд проверил наличие иных оснований для предоставления им другого жилого помещения вне очереди. Так, согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания. Статьей 86 ЖК РФ закреплено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Аналогичные положения содержались и в ст.ст. 92, 96 ЖК РСФСР, действовавшим на момент принятия Программы о переселении граждан из вагон-городков <адрес>. Данные нормы регулируют порядок выселения граждан из жилых помещений, занимаемых ими на основании договора социального найма. Вместе с тем, истцы проживают в балке № не на условиях социального найма. Так, вначале балок № был предоставлен им в качестве временного жилья в вагон-городке по месту работы. Затем с ДД.ММ.ГГГГ года истцы проживают в нем на основании договора с Администрацией МО п. Пурпе о разрешении проживания в приспособленных под жилье балках-вагонах, в связи с чем при разрешении данного спора оснований для применения положений ст.ст. 86 и 89 ЖК РФ, а также ст. 92, 96 ЖК РСФСР, не имеется. Основанием для предоставления гражданам, проживающих в балках, вагонах, бочках <адрес> других жилых помещений являлись нормативные акты органа местного самоуправления - решение Пуровской районной Думы от 07 декабря 2001 года № 48; и субъекта Российской Федерации: Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа «Об утверждении порядка реализации основных мероприятий Программы «Переселение граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, из ветхого и аварийного жилищного фонда» в составе окружной целевой программы «Жилище», от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Названными нормативными актами предусмотрены различные варианты реализации жилищных прав граждан, переселяемых из ветхого и аварийного фонда, подлежащего сносу, в т.ч. балков, вагончиков, а именно: путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, выкупа жилого помещения у собственника жилья. Для проверки наличия оснований для предоставления истцам жилого помещения в связи с проживанием в балке на территории СУ-39 судом проанализированы положения Постановления Губернатора ЯНАО от 8 июля 2004 года № 232 «Об утверждении порядка реализации основных мероприятий программы «Переселение граждан, проживающих в ЯНАО, из ветхого и аварийного жилищного фонда» в составе окружной целевой Программы «Жилище» (далее – Постановление № 232). Так, согласно п. 4.1 Постановления № 232, реализация жилищных прав граждан, переселяемых их ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, осуществляется путем предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, предоставление денежной компенсации за сносимое жилье. При этом пункты 4.7-4-13 содержат условия и порядок предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилье, непригодном для проживания, на условиях социального найма, пункты 4.14-4.19 – проживающих в непригодном для проживания жилье на праве собственности. Таким образом, данные нормы также не могут быть применены к истцам, проживающим в балке на другом праве – на основании договора на разрешение проживания во временном строении. Следовательно, оснований для удовлетворения иска о предоставлении истцам другого жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ЖК РСФСР, ЖК РФ, а также законами и иными нормативными актами Ямало-Ненецкого автономного округа не имеется. Между тем, учитывая, что гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрена обязанность гражданина, обращающегося в суд с иском, указывать закон или нормативный акт, на которых он основывает свои исковые требования, суд проверяет наличие оснований для предоставления истцам другого жилого помещения вне очереди в соответствии с иными нормативными актами. Так, Решением № 48 Собрания представителей Пуровской районной Думы 2 созыва от 7 декабря 2001 года была утверждена «Программа переселения жителей и ликвидации вагон-городков в поселке <адрес> муниципального образования Пуровский район в 2002-2005 годах (далее – Программа). Данной Программой определена цель – решение жилищной проблемы жителей, проживающих в вагон-городках, которые создавались под временное расселение работников для решения общегосударственных производственных задач предприятий строительного и нефтегазового комплекса. Разделом Ш Программы предусмотрено ее финансирование за счет окружного бюджета. В Программе определен ее механизм, в т.ч. основные условия предоставления жилья. Так, в Разделе 1У Программы отмечено, что реализация Программы осуществляется путем предоставления жилых помещений на условиях социального найма, а также жилищных субсидий в денежной и натуральной форме гражданам, проживающим в вагон-городках и состоящих на учете в соответствующих органах муниципального образования. Таким образом, условиями для предоставления жилья или субсидии в рамках данной Программы является проживание в вагон-городке и состояние гражданина на учете. Истцы проживают в балке №, что также отмечено и в Приложении № 4 к Программе, (с указанием номера балка – №). Вместе с тем, истцы не состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилья в Администрации МО п. Пурпе. Кроме того, Программа закрепляла только основные положения переселения граждан их вагон-городков. Во исполнение Программы 11 декабря 2002 года Администрацией МО п. Пурпе было издано распоряжение №, которая закрепила порядок получения жилья и предоставление жилищных субсидий для приобретения жилья семьям, проживающим в вагон-городках <адрес>. Данным распоряжением закреплено, что при проведении мероприятий обеспечения жильем или при предоставлении субсидии следует учитывать только граждан, которые были зарегистрированы по месту жительства в вагон-городках на ДД.ММ.ГГГГ, и фактически проживающих согласно Приложения № 4 к Программе «Переселение жителей и ликвидации вагон-городков в <адрес> 2002-2005 г.». Таким образом, для предоставления жилья по данной Программе необходимо соблюдение условий, закрепленных именно этой Программой. Между тем, истцы не зарегистрированы в балке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство препятствует признанию их имеющим право на получение жилья по данной Программе, т.к. одно из обязательных условий для этого не соблюдено. Таким образом, оснований для предоставления им другого жилого помещения в рамках Программы переселения жителей и ликвидации вагон-городков в поселке <адрес> в 2002-2005 годах, принятой Решением собрания представителей Пуровской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется. Судом проанализированы и другие нормативные акты, принятые Губернатором ЯНАО для реализации программ «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» в составе окружной целевой программы «Жилище»: на 2005-2010 годы (4 июля 2005 года № 278), положения Окружной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Губернатора ЯНАО № 651 от 29 октября 2001 года, а также Закон ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» от 30 мая 2005 года, однако никаких оснований для предоставления ему жилья по указанным им обстоятельствам на основании данных нормативных актов и Закона ЯНАО судом не установлено. При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать. При этом суд считает возможным разъяснить истцам, что Положением «О порядке реализации мероприятий по переселению граждан из строений, не отнесенных к жилым помещениям на территории МО Пуровский район», утвержденным постановлением Главы района от 27 декабря 2011 года предусмотрено право на получение социальных выплат гражданами, проживающими в строениях, не отнесенных к жилым помещениям. Для реализации этого права истцы могут обратиться в Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района. Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Василенко П.В., Василенко Т.И., Шепелева Н.П. к Администрации муниципального образования поселок Пурпе о предоставлении жилого помещения вне очереди, – отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение будет изготовлено 07 февраля 2012 года. Председательствующий