по иску Колодяжного С.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 15 марта 2012 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Сидельник Н.А.

при секретаре Казиевой З.Р.,

с участием истца Колодяжный С.Н.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-150\12 по иску Колодяжный С.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставления бесплатно земельного участка в собственность, третье лицо Администрация муниципального образования поселок Уренгой

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставить бесплатно в собственность земельный участок, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ, затем повторно ДД.ММ.ГГГГ обращался в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района с заявлениями о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка общей площадью 1046 кв. м, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, для содержания и эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого дома. Несмотря на то, что у него четверо малолетних детей, что к заявлению о предоставлении ему в собственность земельного участка им были приложены документы, в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка кадастровый номер незаконно отказано. Пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-3АО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в редакции от 20.04.2011 года, действующей на дату рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка) было предусмотрено, что предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории автономного округа осуществляется за плату за исключением случая, если на земельном участке расположен жилой дом, находящийся в собственности граждан, имеющих трёх и более детей, в обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность сославшись на то, что сведения о разрешённом и фактическом использовании, содержащиеся в предоставленном кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , не соответствуют целевому назначению данного земельного участка. Однако указанное обстоятельство никак не препятствовало принятию ответчиком решения о предоставлении ему в собственность земельного участка. Пунктом 2 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-3АО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (в редакции от 21.09.2011 года действующей на дату рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка), предусмотрено, что предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории автономного округа осуществляется за плату за исключением случая, если на земельном участке расположен жилой дом, находящийся в собственности граждан, являющихся членами многодетной семьи. Таким образом, предусматривается право как гражданина, имеющего трёх и более детей, как гражданина являющегося членом многодетной семьи на бесплатное предоставление в собственность земельного участка общей площадью 1046 квадратных метра, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, для содержания и эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности индивидуального жилого дома. Просит признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района в предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка общей площадью 1046 квадратных метра, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, возложив на ответчика обязанность предоставить бесплатно в собственность данный земельный участок.

Ответчик представил отзыв на иск, в котором и с исковым требованиями не согласен, указав, что на основании п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе, для жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Колодяжный С.Н. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность вышеуказанного земельного участка, приложив к заявлению выписку из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Исходя из сведений, имеющихся в данном кадастровом паспорте спорный земельный участок имел указание на разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. Тогда как фактическое использование земельного участка - содержание и эксплуатация индивидуального жилого дома. Учитывая изложенное, Колодяжный С.Н. было рекомендовано предоставить в Департамент повторное заявление с пакетом документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством, а именно необходимо было внести изменения в кадастровый паспорт в разрешенное использование земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , приложенной к заявлению, сведения о разрешенном и фактическом использовании, содержащиеся в предоставленном кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ соответствовали целевому назначению данного участка. Также к заявлению истец предоставил свидетельство о государственной регистрации права , указывающее на то, что Колодяжный С.Н. является единственным собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В то время как в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 № 39-3АО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением следующего случая: если на земельном участке расположен жилой дом, находящийся в собственности граждан, являющихся членами многодетной семьи (долевая собственность). Учитывая, что дом не является общей долевой собственностью всех членов семьи истца, в предоставлении бесплатно земельного участка кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> отказано. Считает отказ законным и обоснованным, просит в иске отказать.

Истец в судебном заседании иск поддержал, объяснив суду, что как собственник жилья расположенного в <адрес>, являясь многодетным родителем, он в соответствии с законодательством обратился в ДД.ММ.ГГГГ года с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по указанному адресу. Заявление было возвращено по надуманным основаниям. В ДД.ММ.ГГГГ года он повторно обратился с заявлением о предоставлении мне земельного участка в собственность по тем же основаниям, ответчик отказал, ссылаясь на то, что для бесплатного предоставления земельного участка в собственность необходимо переоформить дом в собственность всех членов семьи. Просит признать незаконным отказ о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с возложением обязанности предоставления земельного участка.

Ответчик, третье лицо, своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Суд, выслушав объяснения истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 28 ч. 2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Представленная справка о лицах, зарегистрированных в жилом доме по адресу <адрес>, свидетельствует о том, что в данном доме проживают шесть человек, включая четверых малолетних детей.

На основании подпункта 25 части 1 статьи 4 Закона автономного округа от 03 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" семья Колодяжный С.Н. относится к многодетной семье.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Колодяжный С.Н. имеет право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

На день обращения Колодяжный С.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка - ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. №370 (в ред. от 29.11.2010г.).

Согласно п.6 указанного Перечня к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагается выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектом недвижимости.

Из заявления Колодяжный С.Н. видно, что к Заявлению о предоставлении земельного участка для содержания и эксплуатацию индивидуального жилого дома приложен оригинал кадастрового паспорта земельного участка , выданный ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка

Кадастровый паспорт, выданный ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о разрешенном использовании – земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Следовательно, ответчик обоснованно возвратил документы истцу (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) с указанием на то, что сведения о разрешенном и фактическом использовании, содержащиеся в представленном кадастровом паспорте земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют целевому назначению данного земельного участка и предложил повторно подать заявление с пакетом документов, оформленных в соответствии с действующим законодательством.

Проверяя законность и обоснованность отказа в предоставлении в собственность земельного участка Колодяжный С.Н., изложенного в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ суд пришел к следующим выводам.

На день повторного обращения Колодяжный С.Н. с заявлением о предоставлении земельного участка для содержания и эксплуатации индивидуального жилого дома - ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011г. №475.

Согласно пункта 6 указанного Перечня к Заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

Распоряжением Главы поселка от ДД.ММ.ГГГГ изменено целевое назначение для земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, предоставленного для содержания и эксплуатации здания аптеки на целевое назначение – для содержания и эксплуатации индивидуального жилого дома.

Кадастровый паспорт на спорный земельный участок с указанием разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, выдан ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, приложен Колодяжный С.Н. к заявлению о ДД.ММ.ГГГГ

Из письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ видно, что данное заявление истца рассмотрено по существу, в бесплатном предоставлении земельного участка отказано в связи с тем, что жилой дом находится в собственности Колодяжный С.Н., поэтому данный случай не подпадает под условия бесплатного предоставления земельных участков, предусмотренных п.1 ст. 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 г. №39-ЗАО.

В соответствии с п\п 2 пунктом 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.06.2009 г. №39-ЗАО предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением, если на земельном участке расположен жилой дом, находящийся в собственности граждан, являющихся членами многодетной семьи.

Исходя из смысла данной нормы, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, бесплатно предоставляется только в случае, если жилой дом находится в общей собственности членов многодетной семьи и земельный участок при этом предоставляется в собственность всему составу многодетной семьи.

Иное понимание не соответствует требованиям обеспечения социальных гарантий многодетной семьи в сфере земельного законодательства.

Такие гарантии закреплены пунктом 9 статьи 7 вышеуказанного Закона, которым предусмотрено, что несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, реализовавшие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в составе многодетной семьи, приобретают самостоятельное право на бесплатное получение в собственность земельного участка после достижения ими 18-летнего возраста при наличии оснований, предусмотренных настоящим Законом.

Поэтому суд признает отказ ответчика в бесплатном предоставлении земельного участка в личную собственность Колодяжный С.Н. законным и обоснованным.

Таким образом, требование истца о предоставлении земельного участка бесплатно в его личную собственность, не соответствует требованиям закона и не может быть удовлетворено.

Следует отметить, что отказ в бесплатном предоставлении земельного участка не лишает истца права для приобретения спорного земельного участка в его личную собственность по другим основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Колодяжный С.Н. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности предоставления бесплатно земельного участка в собственность - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 20 марта 2012 года путем подачи жалобы через Пуровский районный суд.

Председательствующий: _________