по иску Пучкова А.В., Пучковой О.В. к федеральному казенному учреждению «8 ОФПС по ЯНАО (договорной)», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению гос. имуществом о возложении обязанности заключить договор соц. найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 20 марта 2012 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Бородулиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой Л.Ю.,

с участием истца Пучков А.В., представителя ответчика Гривцов Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пучков А.В., Пучкова О.В. к федеральному казенному учреждению «8 Отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)», Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, о возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Пучков А.В. обратился в суд с иском к ФКУ «8 Отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)», Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором сообщил, что с ДД.ММ.ГГГГ он работает в федеральной противопожарной службе МЧС России. В 17 ОГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО прибыл переводом ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ 17 ОГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО переименован в ГУ «8 ОФПС по ЯНАО», которое с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ФКУ «8 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной)»). В настоящее время проходит службу в должности помощника начальника отряда по МТО ФКУ «8 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной)».

Одновременно с поступлением на службу в 2003 году он был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении, проживал в служебном жилье.

ДД.ММ.ГГГГ Протоколом заседания жилищной комиссии Пуровского гарнизона пожарной охраны МЧС России по ЯНАО ему было выделено жилое помещение (2-х комнатная квартира) по адресу: <адрес> общей площадью 50,4 кв.м., которое находится в оперативном управлении ФКУ «8 ОФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)». С ним был заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с возможностью заключения в последующем договора социального найма.

В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе (ТУ Росимущества в ЯНАО) с просьбой согласовать заключение договора социального найма и последующую приватизацию занимаемой жилой площади.

В официальном ответе исх. от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщили, что для принятия решения необходимо предоставить оригинал письменного согласования приватизации квартиры от Главного управления МЧС России по ЯНАО.

Он направил рапорт в адрес ГУ МЧС России по ЯНАО с аналогичными требованиями, но получил ответ, что обращаться следует к непосредственному руководителю учреждения и балансодержателю занимаемого мной жилого помещения. ГУ «8 ОФПС по ЯНАО» также отказал в согласовании и заключении с ним договора социального найма.

В иске Пучков А.В. просит обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе согласовать заключение договора социального найма, и обязать ФКУ «8 ОФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)» заключить с ним договор социального найма квартиры , дома по <адрес> в <адрес> на состав семьи - супруга Пучкова О.В..

Определением Пуровского районного суда от 01 марта 2012 года к участию в деле в качестве соистца привлечена Пучкова О.В..

В судебном заседании истец Пучков А.В. поддержал и уточнил свои исковые требования, исключив требование о возложении на Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом согласовать заключение договора социального найма. Истец пояснил суду, что был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, другого жилья не имеет.

Истица Пучкова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена. В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд рассматривает дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО» Гривцов Д.И. в судебном заседании согласился с иском Пучков А.В., поддержав доводы письменного отзыва на иск, в котором содержится мнение о возможности заключения с истцами договора социального найма спорного жилого помещения.

Ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, об уважительности причин неявки суду не сообщил и не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства. В соответствии со ст. 167 ч. 4 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя данного ответчика.

Возражений на иск ответчик ТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по ЯНАО не направил.

Судом исследованы представленные истцом письменные доказательства.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии УГПС МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Пучков А.В. был поставлен на жилищный учет в УГПС с ДД.ММ.ГГГГ согласно ст. 29 ЖК РФ (л.д. 18).

Как следует из копии книги учета нуждающихся в улучшении жилищных условий 17 ОГПС МЧС РФ по ЯНАО (л.д. 19-20), Пучков А.В. внесен в нее под номером 77 с ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом заседания жилищной комиссии Пуровского гарнизона пожарной охраны МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ закреплено выделение Пучков А.В. двухкомнатной квартиры по адресу <адрес> на состав семьи 2 человека с заключением договора служебного найма жилого помещения с последующей возможностью заключения договора социального найма (л.д. 6-9).

ДД.ММ.ГГГГ между ГУ «8 Отряд федеральной противопожарной службы по ЯНАО» и Пучков А.В. был заключен договор найма служебного жилого помещения (л.д. 10-11), по которому истцу было предоставлено в пользование жилое помещение по адресу <адрес>, находящееся в государственной собственности для временного проживания в связи с прохождением службы в <адрес>. В договоре отмечено, что он заключен на время прохождения службы.

Истцом также представлена копия свидетельства о государственной регистрации права, согласно которой спорная квартира находится на праве оперативного управления в ГУ 17 Отряд государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по ЯНАО (л.д. 22).

В письме ГУ «8 ОФПС по ЯНАО» от ДД.ММ.ГГГГ руководитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО сообщил, что в соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденном приказом Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ , не вправе заключать договоры социального найма, но имеет основания согласовывать приватизацию. В случае соответствия закону требований сотрудников, вставших на очередь до ДД.ММ.ГГГГ, ТУ не возражает в приватизации жилых помещений. В этом же письме имеется рекомендация сотрудникам государственных учреждений обращаться за защитой своих прав в суд (л.д. 27).

Ответчиком – ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО» представлены суду документы, подтверждающие его правопреемство в отношении 17 ОГПС ГУ МЧС по ЯНАО и ГУ «8 ОФПС по ЯНАО» (л.д. 38-65), а также распоряжение ТУ Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе от ДД.ММ.ГГГГ , которым объекты недвижимого имущества были отнесены к служебным жилым помещениям.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы иска, отзыва ответчика на иск, исследовав представленные суду документы, оценив добытые доказательства в их совокупности, сопоставив их с действующим законодательством, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных суду доказательств, спорная квартира была предоставлена истцу по месту службы ДД.ММ.ГГГГ, и с этого времени он в ней проживает вместе с супругой Пучкова О.В. (л.д. 21). ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ГУ «8 ОФПС» был заключен договор найма служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 296 п. 1 ГК РФ, казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Свидетельство о государственной регистрации права подтверждает, что спорная квартира передана в оперативное управление 17 ОГПС ГУ МЧС РФ по ЯНАО, правопреемником которого является ответчик ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО».

Разрешая исковые требования о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения вместо договора найма служебного жилого помещения, суд учитывает, что согласно п. 2 ст. 92 ЖК РФ, действующего с 1 марта 2005 года, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключении жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решении органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст.92 ЖК РФ).

Пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 (далее - Правила), закреплено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с п. 14 указанных Правил, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами (п.15).

Между тем, органом, осуществляющим управление государственным имуществом – ответчиком ТУ Росимущества в ЯНАО, не было принято решение об отнесении спорного жилого помещения к числу служебных. Так, ответчик ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО (договорной)» представил суду копию распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ , в котором приведен перечень жилых помещений, отнесенных к служебным жилым помещениям (л.д. 36). Спорной квартиры в этом списке нет.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, какие-либо обременения на жилое помещение, находящееся в оперативном управлении ответчика ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО», отсутствуют (л.д.24).

Таким образом, спорное жилое помещение не отнесено в установленном законом порядке к числу служебных, а, следовательно, может быть предоставлено в пользование на условиях социального найма.

Для разрешения требования истцов о заключении с ними договора социального найма спорного жилого помещения, суд проверил наличие у них права на получение жилья на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности», на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст. 39 ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Согласно статье 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно списку, истец состоит на очереди по месту службы в ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения под с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20). Истец представил суду также выписку из протокола заседания комиссии УГПС МЧС России по <адрес>, подтверждающую постановку его на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Справка ГУ «8 ОФПС по ЯНАО» (л.д. 28) содержит информацию, что истец прибыл в Тарко-Сале для прохождения службы в 17 ОГПС ГУ МЧС по ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ переводом из ГУПС МЧС <адрес>. Представленные истцом справка Администрации МО <адрес>, Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО подтверждают отсутствие у истцов права на другое жилое помещение на праве собственности или по найму.

В соответствии со ст. 43 ЖК РСФСР, действующего на момент постановки истца в очередь на предоставление жилых помещений, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Статьей 28 ЖК РСФСР было установлено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Истец включен в очередь нуждающихся в жилых помещениях впервые в ДД.ММ.ГГГГ году, и затем по месту прохождения службы в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с законом.

В пункте 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Следовательно, истец имеет право на предоставление жилья именно на условиях социального найма. В протоколе заседания жилищной комиссии Пуровского гарнизона пожарной охраны от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о заключении с Пучков А.В. договора служебного найма жилого помещения с последующей возможностью заключения договора социального найма (л.д. 6). Так как квартира не отнесена к числу служебных, сохранение договора найма жилого помещения как служебного противоречит закону. Иных условий предоставления истцу жилого помещения, например, на условиях коммерческого найма в соответствии с положениями гражданского законодательства, в решении о предоставлении жилья не содержится.

При таких обстоятельствах и учитывая, что истец состоял в очереди нуждающихся в жилье по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ, сохранил право на предоставление жилья на условиях социального найма, ему было предоставлено спорное жилое помещение, находящееся в государственном жилищном фонде, не отнесенное к числу служебных, никаких препятствий в заключении с ним договора социального найма не имеется.

Предоставление истцу жилого помещения полностью соответствует положениям ст. 57 ч. 1 ЖК РФ.

Более того, ответчик ФКУ «8 отряд ФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» фактически признал иск, сообщив, что они не возражают против заключения с истцом договора социального найма.

Суд также принимает во внимание, что ответчик ТУ Росимущества в ЯНАО в письме от ДД.ММ.ГГГГ не возражал против приватизации жилых помещений сотрудниками, ГУ «8 ОФПС по ЯНАО», находящихся в очереди на получение жилья до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27), но сообщал об отсутствии полномочий по заключению договоров социального найма, рекомендуя обращаться в суд.

В протоколе совместного совещания ТУ Росимущества в ЯНАО и ГУ МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ было предусмотрено согласование заключения договора социального найма. Между тем, так как фактически ответчик ТУ Росимущества в ЯНАО не возражает на заключение таких договоров при подтверждении права сотрудника на предоставление жилья на условиях социального найма, требование о возложении на данного ответчика обязанности согласовать заключение договора суд признает излишне заявленным. При этом исполнение решения суда в такой редакции может повлечь технические трудности. Кроме того, истец не поддержал данное требование в судебном заседании.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, так как спорное жилое помещение находится в государственной собственности и в оперативном управлении ответчика - ФКУ «8 ОФПС по ЯНАО», истец имеет право на предоставление жилья на условиях социального найма, никаких препятствий к заключению договора социального найма в порядке ст. 60 ЖК РФ суд не усматривает.

При таких обстоятельствах исковые требования Пучков А.В. и Пучкова О.В. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пучков А.В., Пучкова О.В. к федеральному казенному учреждению «8 Отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)», Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе, о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать федеральное казенное учреждение «8 Отряд противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу» заключить с Пучков А.В. и Пучкова О.В. договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 22 марта 2012 года.

Председательствующий