по исковому заявлению Головченко А.П. к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале на бездействие органа местного самоуправления о непринятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тарко-Сале 20 марта 2012 года

Пуровский районный суд в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре Пешковой О.В., с участием истца ГоловченкоА.П., представителя ответчика Здоровец В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-165/2012 по исковому заявлению Головченко А.П. к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале на бездействие органа местного самоуправления о непринятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО7,

УСТАНОВИЛ:

Головченко А.П. обратился с иском к ответчику Администрации муниципального образования город Тарко-Сале о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и изъятии жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования г. Тарко-Сале вынесено распоряжение «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу». Распоряжение принято на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п. 1 распоряжения в приложении №5 в перечне признанных аварийными и подлежащими сносу указан многоквартирный жилой дом по <адрес>. Согласно п. 3 распоряжения срок на отселение проживающих в указанных домах установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ссылается, что является собственником квартиры дома <адрес>, которую приобрел по договору купли-продажи в ДД.ММ.ГГГГ году.

Решение Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по его жалобе на бездействие Администрации муниципального образования г.Тарко-Сале исполнено ответчиком и ДД.ММ.ГГГГ ему и другим собственникам жилых помещений, находящихся в доме по <адрес>, предъявлено требование о сносе дома за счёт собственных средств в трёхмесячный срок, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Снос дома не произведен.

Однако до настоящего времени Администрация муниципального образования г. Тарко-Сале игнорирует требования жилищного законодательства и не принимает в соответствии с ч. 10 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, не принимает решение об изъятии жилого помещения – квартиры этого дома и других в указанном доме с последующей государственной регистрацией в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, тем самым создает препятствие к осуществлению в полном объёме предусмотренных ст. 32 ЖК РФ прав собственников помещений.

Истец просит признать бездействие органа местного самоуправления, не принявшего решение об изъятии земельного участка, на котором расположен признанный аварийным дом, для муниципальных нужд и, соответственно, решение об изъятии жилого помещения – квартиры этого дома путём выкупа, после неисполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ к собственникам помещений в указанном доме о его сносе в трёхмесячный срок - незаконным и обязать ответчика устранить нарушение норм жилищного законодательства и принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом по <адрес>, и, соответственно, принять решение об изъятии жилого помещения – квартиры этого дома с последующей регистрацией решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отзыве представитель ответчика Администрации муниципального образования город Тарко-Сале ФИО10 с требованиями истца не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на следующие доводы. Принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, гражданским и земельным (ст.ст. 279-283 ГК РФ, ст. ст. 49, 55, 63 ЗК РФ), и предусматривает соблюдение определённой процедуры по направлению уведомления не позднее, чем за один календарный год до дня изъятия, с обязательной регистрацией принятого решения. При этом принятие решения об изъятии земельного участка является правом органа, принявшего решение о сносе аварийного жилого дома. Кроме того, указанные нормы закона не предусматривают сроки, при которых должно быть принято решение об изъятии земельного участка. Полагает, что после того, как не было исполнено требование о сносе дома собственниками помещений, у ответчика возникло право, а не обязанность принять решение об изъятии земельного участка, поэтому утверждение истца о бездействии ответчика не обоснованно. Выкуп, расселение из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется за счёт средств окружного бюджета в рамках программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, с учётом объёма финансирования на эти цели.

Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11 в отзыве поддержали исковые требования Головченко А.П.

В судебном заседании Головченко А.П. поддержал исковые требования по изложенным в заявлении доводам, просил признать бездействие ответчика незаконным, настаивал на возложении обязанности на Администрацию МО г. Тарко-Сале принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен, дом <адрес>, согласно представленным ответчикам документам, с кадастровым номером площадью 1594 кв.м, для муниципальных нужд и, соответственно, принять решение об изъятии жилого помещения - квартиры дома <адрес> с последующей регистрации решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Полагает, что бездействие ответчика нарушает его права как собственника жилого помещения, препятствует ему в реализации его прав собственника, поскольку после признания дома аварийным квартиру он уже не может продать как жилое помещение и нарушается его право на безопасность для жизни и здоровья.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования город Тарко-Сале ФИО10 исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва, дополнив, что расселение из жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется за счет окружных средств в рамках Постановления Правительства ЯНАО от 27 января 2011 года №27-П «Об утверждении порядка реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность ЯНАО с последующей передачей в собственность муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в составе окружной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Многоквартирный жилой дома по <адрес> не является единственным из признанных аварийными, объём финансирования на переселение граждан, проживающих в аварийных жилых домах, устанавливается округом на уже признанные аварийными жилые дома. Администрацией города Тарко-Сале ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о сотрудничестве с некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства ЯНАО» на 2012-2015 годы, которым предусмотрены конкретные обязательства администрации МО г. Тарко-Сале по формированию потребности в жилых помещений в связи с расселением из аварийных домов, формированию списков граждан, подлежащих расселению, которые передаются на утверждение в Администрацию Пуровского района и далее в Фонд. Эта работа в настоящее время Администрацией г. Тарко-Сале проводится. Вопрос об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, в котором проживает истец, и расселение проживающих в нем граждан будет решаться Администрацией МО г. Тарко-Сале в установленном порядке, в предусмотренный распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ срок – до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время этот срок не истек, исковые требования заявлены Головченко А.П. преждевременно.

Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5,, ФИО6, ФИО11, ФИО7 в судебном заседании участие не принимали, извещены надлежащим образом

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствии третьих лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, а также материалы гражданского дела по жалобе Головченко А.П. на бездействие Администрации МО г. Тарко-Сале, оценив доказательства каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, а так же изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279-283 ГК РФ, статьи 19-11, 49, 55, 61, 63 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 55 ЗК РФ установлено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьёй 49 ЗК РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

В силу ч. 3 ст. 32 ЖК ПФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Из исследованных доказательств, в том числе с учётом обстоятельств, установленных вступившими в законную силу решениями Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-39) и от ДД.ММ.ГГГГ по спору между теми же сторонами, которые в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ имеют для суда преюдициальное значение, установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Главы Администрации МО г.Тарко-Сале «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу» жилой многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же распоряжением предписано жилищному отделу администрации города провести работу по отселению граждан, проживающих в этом доме, до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжение принято на основании заключений о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Истец Головченко А.П. является собственником квартиры дома <адрес>.

Данные факты Администрацией МО г. Тарко-Сале не оспариваются.

Из исследованного в судебном заседании гражданского дела по жалобе Головченко А.П. на бездействие Администрации муниципального образования город Тарко-Сале о несоблюдении предварительной процедуры предъявления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома, следует, что вступившим в законную силу решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию муниципального образования город Тарко-Сале возложены обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение по исполнению требований, предусмотренных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, которое заключается в выполнении:

1. Предъявления ко всем собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок;

2. Если собственники не осуществили снос дома в установленный срок, орган местного самоуправления вправе принимать решение об изъятии земельного участка и соответственно жилых помещений.

На основании вступившего в законную силу судебного акта судом выдан исполнительный лист, судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ и во исполнение решения Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования г. Тарко-Сале ДД.ММ.ГГГГ собственнику квартиры Головченко А.П. и другим собственникам жилых помещений, находящихся в доме по <адрес>, вручены требования о сносе дома за счёт собственных средств в трёхмесячный срок со дня получения предписания (л.д. 6).

Из искового заявления, объяснений сторон усматривается, что снос дома не произведен. Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждого жилого помещения, в том числе находящейся в собственности истца квартиры этого дома, Администрацией г. Тарко-Сале не принималось.

При разрешении спора суд учитывает разъяснения п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской федерации», согласно которому судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из положений ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения у собственника путём выкупа возможно только после процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.

При этом в данной норме закона не регламентирован срок, в течение которого в случае, если собственники в установленный разумный срок не осуществили за счёт их собственных средств снос дома, признанного аварийным, должно быть принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд. По смыслу положений ст. 32 ЖК РФ, ст. 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и соответственно об изъятии жилых помещений в указанном доме принимается органом местного самоуправления самостоятельно и немедленно после истечения установленного разумного срока для сноса дома собственниками за счёт их собственных средств, такое решение об изъятии земельного участка и жилого помещения должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, в силу закона ответчик обязан после истечения предоставленного собственникам жилых помещений в аварийном доме, подлежащим сносу, разумного срока для сноса дома за счёт их собственных средств, принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

При этом доводы ответчика о том, что законом установлено только требование о соблюдении срока уведомления собственника жилого помещения об изъятии земельного участка и жилого помещения, суд не может принять во внимание, поскольку бездействие Администрации МО г.Тарко-Сале само по себе не основано на нормах жилищного законодательства, так как принятие решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом, для муниципальных нужд и соответственно решение об изъятии жилых помещений, после неисполнения требования к собственникам помещений в указанном доме о его сносе в разумный срок, должно приниматься немедленно, а не в предполагаемом неопределенном будущем, так как принятие такого решения имеет своей целью в последующем обеспечение условий для осуществления прав на жилище граждан, в том числе собственников жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Ссылкуа ответчика на то обстоятельство, что в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ указан срок расселения подлежащего сносу аварийного дома до ДД.ММ.ГГГГ и он не истек к настоящему времени, суд не может признать обоснованной, поскольку этот срок только предписывает жилищному отделу Администрации МО г.Тарко-Сале провести работу по отселению граждан до ДД.ММ.ГГГГ, этот срок не основан на нормативных документах и не имеет фактического обоснования, не освобождает ответчика от обязанности совершить определенные законом действия по процедуре обеспечения прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для муниципальных нужд, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах исковые требования Головченко А.П. суд признаёт законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Головченко А.П. к Администрации муниципального образования город Тарко-Сале на бездействие органа местного самоуправления о непринятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО7, - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования город Тарко-Сале принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом по <адрес> (кадастровый номер площадью 1594 кв.м), для муниципальных нужд и соответственно об изъятии квартиры дома по <адрес>, с последующей регистрацией решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционных жалоб через Пуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено, с учетом выходных дней, 26 марта 2012 года.

Председательствующий: подпись

Подлинник решения хранится в Пуровском районном суде

в материалах гражданского дела № 2-165/12