о признании незаконным и отмене постановления о возбуждении исполнительного производства в отношении должника Администрации МО Пуровский район



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Бреевой С.С., при секретаре Пешковой О.В.,

с участием представителя заявителя Курьян О.Ч.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации муниципального образования Пуровский район на действия, постановления судебного пристава-исполнителя, заинтересованные лица – Отдел судебных приставов по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО, Парфенов В.К., Администрация муниципального образования г. Тарко-Сале,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация МО Пуровский район обратилась в суд с жалобой, указав, что решением Пуровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Парфенов В.К., Парфенов К.В. Администрации муниципального образования г. Тарко-Сале, Администрации Пуровского района удовлетворены частично, а именно: признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования Пуровский район по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом по <адрес> по изъятию квартиры в аварийном жилом доме и на Администрацию муниципального образования Пуровский район возложена обязанность устранить допущенное нарушение. В удовлетворении части требований о заключении соглашения о выкупе квартиры аварийном жилом доме – отказано.

Кассационным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2011 года решение Пуровского районного суда оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника: Администрация муниципального образования Пуровский район в интересах взыскателя: Парфенов В.К., предмет исполнения: признать бездействие Администрации МО Пуровский район по изъятию земельного участка, обязать Администрацию МО Пуровский район устранить допущенное нарушение в размере <данные изъяты> руб.

Указанным постановлением должнику установлен срок 2 дня со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Кроме того, указанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должник предупреждён о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в случае неисполнения исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный для добровольного исполнения.

Администрация Пуровского района не согласна со сроком 2 дня, установленным постановлением о возбуждении исполнительного производства, для добровольного исполнения решения суда, поскольку, добровольно исполнить решение Пуровского районного суда от 19 октября 2010 года, вступившее в законную силу 21 марта 2011 года, в течение двух дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не представляется возможным.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Пуровского района подано заявление в Пуровский районный суд о разъяснении порядка и способа исполнения решения суда. Определением Пуровского районного суда разъяснен порядок и способ исполнения решения суда.

Администрация МО Пуровский район просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Администрация МО Пуровский район.

В судебном заседании представитель заявителя Курьян О.Ч. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Парфенов В.К. участия в судебном заседании не принимал, извещен по указанному в деле адресу.

Администрация МО г. Тарко-Сале в судебном заседании участия не принимала, извещены надлежащим образом, представителя не направили.

Судебный пристав-исполнитель ФИО1 извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, приложенные к заявлению, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом – ч. 1 ст. 30 Закона.

Согласно статье 44 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием применения мер принудительного исполнения являются предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа, принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства и истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (пункты 1, 2 и 3).

В материалах гражданского дела имеется заявление от представителя истца ФИО2 с просьбой выдать исполнительный лист на руки (л.д. 240). Согласно имеющейся на данном заявлении отметки представитель истца ФИО2 получил исполнительный лист ДД.ММ.ГГГГ.

Судебным приставом-исполнителем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства . Данным постановлением установлен Администрации МО Пуровский район срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 2 дня.

Копия данного постановления получена Администрацией МО Пуровский район ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которым с Администрации МО Пуровский район взыскано <данные изъяты> рублей.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

По смыслу закона исполнительный сбор является штрафной санкцией за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя исполнить решение суда в срок указанный в постановлении приставом для добровольного исполнения решения.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом - часть 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Как усматривается из ч. 2. ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей - ч. 3 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве».

Исследованные доказательства свидетельствуют, что с оспариваемыми постановлениями о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора Администрация МО Пуровский район была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в Пуровский районный суд поступило заявление судебного пристава-исполнителя ФИО1 и Администрации МО Пуровский район о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения (л.д. 244, 257).

Определением Пуровского районного суда от 30 мая 2011 года судебному приставу-исполнителю и должнику Администрации МО Пуровский район разъяснено, что возложение обязанности на Администрацию МО Пуровский район по устранению допущенного нарушения заключается в исполнении требований, предусмотренных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ и изложенных в решении суда на стр. 5 абзац 5: предъявление ко всем собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. Если собственники не осуществили снос дома в установленный срок, орган местного самоуправления вправе принимать решение об изъятии земельного участка и соответственно жилых помещений. Таким образом, Федеральным законом установлен разумный срок по исполнению, указанных в исполнительном документе требований. На момент рассмотрения данной жалобы определение сторонами обжаловано не было.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что взыскание исполнительского сбора является штрафной санкцией за неисполнение требований исполнительного производства в срок, указанный для добровольного исполнения, суд находит установленным, что Администрацией МО Пуровский район в силу объективных причин в установленный срок добровольно не исполнено постановление судебного пристава-исполнителя, поскольку исполнение решения суда требует соблюдения ряда требований законодательства, в частности положений ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, что было разъяснено определением Пуровского районного суда сторонам исполнительного производства и судебному приставу-исполнителю, следовательно, постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Пуровскому району УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора необходимо признать незаконным и отменить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Пуровскому району УФССП России по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 15 июня 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 16 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья: